Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Архітектура сакральна
ОСНОВЫ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫВведениеПосле рождения обещанного Богом Спасителя мира – Иисуса Христа, Сына Божия, Его проповеди, великих чудес, деяний, крестной Жертвы, воскресения и вознесения, Его ученики и апостолы, и все христиане соединились Св. Духом в Церковь Нового Завета. На протяжении многих веков, несмотря на жестокие гонения, ереси, Церковь жила, росла и развивалась под предводительством Святого Духа, сохраняя Истину Христову. И христианский храм является тем воплощением (в дереве или камне), символом нашего пути спасения, пути в Царствие Божие. Первыми храмами (I в.) были тайные комнаты (как правило, прямоугольной формы), где собирались первые христиане, позднее из-за сильных гонений, христианская литургия совершалась в пещерных храмах (прямоугольной формы, типа базилик). Появлялись и храмы погребального характера – на могилах св. апостолов и особо чтимых святых (в форме круга - ротонды). После провозглашения христианства государственной религией Римской империи (IV в.) и прекращения гонений, храмами для христиан стали служить бывшие языческие базилики, строились и новые, но в тех же формах (вытянутой формы, по типу корабля). Позднее, кроме базилик, были разработаны храмы и др. типов, но все они были подчинены основным действиям литургии. В VI в. в Византии появились храмы центрально-купольной (базилика же не имела купола) и крестово-купольной (многокупольные храмы, в форме корабля с несколькими нефами, иногда в форме креста) систем. Крестово-купольная система развивалась еще несколько столетий, приобретая все более сложные варианты в Византии, Сирии, Армении, Грузии. Особенно, она развилась в Киевской Руси в X-XIII вв. Шли столетия, сменялись эпохи и стили, православный храм менял свой наряд частично или полностью (ренессанс, барокко, классицизм, неовизантия, модерн и т.д.), структурно усложнялся, но внутри оставаясь вместилищем собрания Церкви, местом Таинств и молитвы. Сейчас, когда восстанавливаются наши святыни, строятся множество новых храмов, хочется вдумчиво пройти все этапы пути развития христианского храма, чтобы не нарушить традиции, а воплотить их особо ярко в лучах солнца третьего тысячелетия христианской эры. Олег Степанов,
магистр архитектуры
|
|
|