Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
ВСТРЕЧА ДВУХ КУЛЬТУР В СЛОВЕ ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННАВначалъ бъ Слово
Споконвіку було Слово En la komenco estis la Vorto In the beginning was the Word Im Anfang war das Wort I Begyndelsen var Ordet Alussa oli Sana Au commencement‚ tait la Parole In principio era il Verbo in principio erat Verbum В начале было Слово Hapo Mwanzo, Neno alikuwako Кто не удивлялся хоть однажды этим чудным и в то же время простым словам: "В начале было Слово"? Странной и диковинной кажется поначалу эта мысль, но вместе с тем — как будто и давно знакомой, даже глубоко родной, как бы изначально сказанной или помысленной... Снова и снова возвращаешься к ней в разные поры жизни, при разных обстоятельствах, в размышлениях на самые разные темы. Сколько ни повторяй эти удивительные слова, никогда не исчерпаешь бездну их смысла. И каждый раз, будучи произнесены, они пробуждают мысль, изумляя одновременно непреходящей новизной и глубокой естественностью. Кто смотрел лебединую песнь Андрея Тарковского — "Жертвоприношение", вряд ли не был тронут этим детским вопросом, который с такой родной непосредственностью и щемящей наивностью звучит в заключительных кадрах фильма: "В начале было Слово... А почему, папа?" В самом деле, почему? Что это за удивительное Слово, Которое было в начале всего, что существует, через Которое всё сущее произошло, Которое было жизнью всего творения и светом людей и Которое стало плотью и поселилось среди нас? Почему Господь наш Иисус Христос назван таким странным именем?
ЯЗЫКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕСЛОВО БОЖИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕЛОГОС ДРЕВНИХ ГРЕКОВЗнаменитый Гераклит Эфесский (V в. до Р.Х.) впервые употребил понятие Логоса в значении мирового Разума и Закона, единого и общего для всех людей. У стоиков — философов-рационалистов эллинистической эпохи (III в. до Р.Х. — II в. п. Р.Х.) — сформировалась концепция логоса, как мирового божественного Разума-Смысла — созидательного, упорядочивающего, организующего принципа и закона всего сущего, который одушевляет бездушную материю и управляет всеми природными процессами (стоики именовали его Судьбой, Необходимостью и Промыслом). Он дарит бытие всем вещам, поскольку именно благодаря ему каждая вещь существует в своей особой индивидуальной форме: от единого Логоса истекают в материю так называемые "семенные логосы" - идеальные формы (мысленные образцы) каждой вещи, по которому они возникают, образуются и живут. Только приобщаясь к этому Разуму и следуя его велениям, человек может правильно познавать действительность и правильно, т.е. нравственно, поступать ("правильным логосом" стоики называли то, что мы сейчас называем здравым смыслом, а "обличающим логосом" — совесть). В сочинениях Филона, александрийского иудея (умер около 40 г. п. Р.Х.), который получил обычное иудейское воспитание, но вместе с тем был глубоко увлечен греческой философей и пытался сочетать то и другое, Логос Божий отождествляется с Умом или миром идей (замыслов) Бога, по которым сотворен видимый мир, и выступает посредником между Богом и миром в его творении и сохранении, а также в Божием Промысле, Откровении Бога людям и в их религиозно-нравственном совершенствовании. Филон именовал Логос Божьими Премудростью и Умом, образом и тенью Бога, Законом и Душой мира, идеальным первообразом (архетипом) мира, по образцу которого Бог созидает творение (что соответствует платоновскому миру идей — умному космосу), органом творения и Откровения, через посредство которого Бог творил мир и управляет им, возлюбленным первородным и старшим Сыном Божиим (по отношению к младшему сыну, под которым Филон подразумевал видимый мир), вторым богом, старейшим Архангелом, истинным Первосвященником, Просителем и Ходатаем к Богу за людей, Соправителем и Наместником Бога, истинным идеальным Человеком. Философия Филона, возникшая на перекрестке путей богооткровенной израильской веры и языческой эллинской мысли, была удивительным гениальным предчувствием истинного Посредника между Богом и миром. Но если у Филона сочетание библейского Откровения с эллинской философской культурой носило эклектический (т.е. чисто внешний, случайный, неорганический, нетворческий) характер, то Апостол Иоанн (а точнее, Святой Дух, вдохновлявший его), дерзновенно введя понятие Логоса в Пролог своего Евангелия, совершил поистине философско-религиозную революцию, предопределившую весь дальнейший путь христианской мысли и научно-философского развития Европы. (Мы говорим "дерзновенно", потому что понятие Логоса носило характер светский, философский и даже антирелигиозный — по отношению к народной греческой вере в богов. Можно вспомнить, что многих философов обвиняли в безбожии, а некоторых, как Ксенофана и Сократа, даже судили за это.)
СЛОВО ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННАСледуя богодухновенному наитию, Апостол и Евангелист Иоанн приоткрывает нам самую великую и поразительную тайну внутренней вечной жизни Бога: тайну различения в Нем самостоятельных и равнобожественных (единосущных) Лиц, Личностей, живущих одной и той же Божественной Жизнью. И вот, при первом возвещении человечеству этой величайшей и непостижимой тайны, второе Лицо названо Логосом. Почему? Термин Логос в наименьшей степени сравнительно с другими именами (Сын Божий, Иисус Христос и др.) был связан с земными представлениями и ассоциациями и поэтому лучше всего подходил для описания вечного, домирного бытия Сына Божьего. Выбор этого имени, как объясняют Святые Отцы, давал максимально духовное, предельно возвышенное понятие о Сыне и о Его отношении к Отцу, неся в себе глубокую аналогию:
Но кроме того, понятие Логос имело глубокий смысл для представителей обеих культур, которым было адресовано Евангелие, — евреев и греков. Этим всеобъемлющим термином Ап. Иоанн обращался сразу к двум культурным мирам, отвечая на самые глубинные их чаяния, интуиции и вопрошания, подводя итог тысячелетним поискам Пути, Истины и Жизни и как бы говоря так (иудеям): Слово Божие, воплощенное Откровение Божие, все, что Бог мыслит о людях и хочет сообщить им, всемогущее Слово-Премудрость, Которым задуман, сотворен и содержится мир, и в то же время (эллинам) изначальный Божественный Смысл и Разум, лежащий в основе мироздания, вечный идеальный Первообраз мира и человека, есть этот Иисус из Назарета. Понятием Логос Евангелие от Иоанна навсегда связало воедино библейское Откровение и христианство с философско-научными и нравственными исканиями европейского человечества, обеспечив тем самым прочную основу для развития и богословия, и философии, и естественных наук. Как писал свящ. Павел Флоренский, в своем лице как раз объединявший ученого, философа и богослова, наука возможна "лишь при вере в То слово, о Котором тайно-зрительный Орел в первых стихах своего пасхального Благовестия вещает: "В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог. Сей был искони к Богу; всё через Него стало быть, и без Него ничто не стало быть, что произошло; в Нем была жизнь, и жизнь была свет человекам; и свет во тьме светит, и тьма Его не объяла". Вот — "Основы науки"; и если их отвергнем, то неминуемо жестокое возмездие: падение науки, построенной на песках, зыбучих и засасывающих". Альберт Эйнштейн — ученый, чьи работы, быть может, наиболее ярко и полно, чем чьи-либо когда-либо, подтвердили правоту этих слов — замечательно выразил свое удивление перед совпадением таких противоположных реальностей, как мысль и материальный мир, т.е. перед тем фактом, что человеческий разум (логос) является отблеском Божественного Логоса, Которым всё сотворено: "Самое непостижимое в мире — его постижимость". Юрий Вестель
|
|
|