Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 2

№ 3

№ 4


 

ВСТРЕЧА ДВУХ КУЛЬТУР В СЛОВЕ ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА

Вначалъ бъ Слово
Споконвіку було Слово
En la komenco estis la Vorto
In the beginning was the Word
Im Anfang war das Wort
I Begyndelsen var Ordet
Alussa oli Sana
Au commencement‚ tait la Parole
In principio era il Verbo
in principio erat Verbum
В начале было Слово
Hapo Mwanzo, Neno alikuwako

Кто не удивлялся хоть однажды этим чудным и в то же время простым словам: "В начале было Слово"? Странной и диковинной кажется поначалу эта мысль, но вместе с тем — как будто и давно знакомой, даже глубоко родной, как бы изначально сказанной или помысленной... Снова и снова возвращаешься к ней в разные поры жизни, при разных обстоятельствах, в размышлениях на самые разные темы. Сколько ни повторяй эти удивительные слова, никогда не исчерпаешь бездну их смысла. И каждый раз, будучи произнесены, они пробуждают мысль, изумляя одновременно непреходящей новизной и глубокой естественностью. Кто смотрел лебединую песнь Андрея Тарковского — "Жертвоприношение", вряд ли не был тронут этим детским вопросом, который с такой родной непосредственностью и щемящей наивностью звучит в заключительных кадрах фильма: "В начале было Слово... А почему, папа?" В самом деле, почему? Что это за удивительное Слово, Которое было в начале всего, что существует, через Которое всё сущее произошло, Которое было жизнью всего творения и светом людей и Которое стало плотью и поселилось среди нас? Почему Господь наш Иисус Христос назван таким странным именем?
 


 

ЯЗЫКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Греческое понятие логос невозможно в точности передать ни на каком другом языке. По установившейся традиции, оно переводится на европейские языки как "слово" (verbum, word, parole, Wort). У древних эллинов оно означало цельную, связную, отчетливую, артикулированную мысль (смысл, значение), но обязательно высказанную в законченной фразе. Высказанная вовне, эта мысль именуется произнесенным словом (logos prophorikos); высказанная внутри, в уме, — внутренним словом (logos endiathetos). Логос — это речь со стороны ее смысла, содержания, значения, а не внешней формы. Это "мысль, адекватно выраженная в слове и потому неотделимая от него", или "слово, адекватно выражающее какую-нибудь мысль и потому от нее неотделимое" (А. Ф. Лосев); "это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке" (С. С. Аверинцев). Логосом называлось и само мышление, разум — в его действии, динамике, жизни (в отличие от ума, nous, как духовной силы и потенциальной способности мыслить).
 

СЛОВО БОЖИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете "словом Божиим" обозначается речь, высказывание Бога, обращенное к людям, т.е. Откровение Божие, но эта речь воспринималась, в соответствии с общим для всего Древнего Востока представлением, как сила и действие: словом Божьим сотворен и поддерживается мир, всякая тварь повинуется этому слову; оно — посланник Бога и исполнитель Его воли. В позднейшем иудейском богословии (в книгах Притч, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова) слово Божье по смыслу соответствует Божией Премудрости (евр. hokhmah, греч. sophia), поэтически олицетворяемой в виде некоего существа, которое служило как бы орудием, помощником Бога ("художницей") при творении мира и затем посредником между Богом и людьми. В Таргумах, свободных переводах-пересказах Писания на арамейский язык, святейшее непроизносимое Имя Божие (передаваемое в нашей Библии как "Господь") часто заменялось на "слово Господне (Божие)", которое, таким образом, снова оказывалось посредником между Богом и миром во всех их отношениях.
 

ЛОГОС ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

В истории греческой культуры понятие логоса знаменовало собой поворот от мифопоэтического (образного) мышления к философскому (логическому, рациональному), от религиозно-мифологических представлений к поискам философско-научной истины. Этому повороту соответствовала господствующая роль убедительной, доказательной речи (так как логос означает также "разумное основание", "довод", "доказательство", "рассуждение", "объяснение") в политической сфере, а именно, в утверждении нового социального устройства — полисной демократии, основанной не на силе и власти, освященной религиозным авторитетом, как у восточных монархов, а на убедительности, доказательности и разумности слова.

Знаменитый Гераклит Эфесский (V в. до Р.Х.) впервые употребил понятие Логоса в значении мирового Разума и Закона, единого и общего для всех людей. У стоиков — философов-рационалистов эллинистической эпохи (III в. до Р.Х. — II в. п. Р.Х.) — сформировалась концепция логоса, как мирового божественного Разума-Смысла — созидательного, упорядочивающего, организующего принципа и закона всего сущего, который одушевляет бездушную материю и управляет всеми природными процессами (стоики именовали его Судьбой, Необходимостью и Промыслом). Он дарит бытие всем вещам, поскольку именно благодаря ему каждая вещь существует в своей особой индивидуальной форме: от единого Логоса истекают в материю так называемые "семенные логосы" - идеальные формы (мысленные образцы) каждой вещи, по которому они возникают, образуются и живут. Только приобщаясь к этому Разуму и следуя его велениям, человек может правильно познавать действительность и правильно, т.е. нравственно, поступать ("правильным логосом" стоики называли то, что мы сейчас называем здравым смыслом, а "обличающим логосом" — совесть).

В сочинениях Филона, александрийского иудея (умер около 40 г. п. Р.Х.), который получил обычное иудейское воспитание, но вместе с тем был глубоко увлечен греческой философей и пытался сочетать то и другое, Логос Божий отождествляется с Умом или миром идей (замыслов) Бога, по которым сотворен видимый мир, и выступает посредником между Богом и миром в его творении и сохранении, а также в Божием Промысле, Откровении Бога людям и в их религиозно-нравственном совершенствовании. Филон именовал Логос Божьими Премудростью и Умом, образом и тенью Бога, Законом и Душой мира, идеальным первообразом (архетипом) мира, по образцу которого Бог созидает творение (что соответствует платоновскому миру идей — умному космосу), органом творения и Откровения, через посредство которого Бог творил мир и управляет им, возлюбленным первородным и старшим Сыном Божиим (по отношению к младшему сыну, под которым Филон подразумевал видимый мир), вторым богом, старейшим Архангелом, истинным Первосвященником, Просителем и Ходатаем к Богу за людей, Соправителем и Наместником Бога, истинным идеальным Человеком.

Философия Филона, возникшая на перекрестке путей богооткровенной израильской веры и языческой эллинской мысли, была удивительным гениальным предчувствием истинного Посредника между Богом и миром. Но если у Филона сочетание библейского Откровения с эллинской философской культурой носило эклектический (т.е. чисто внешний, случайный, неорганический, нетворческий) характер, то Апостол Иоанн (а точнее, Святой Дух, вдохновлявший его), дерзновенно введя понятие Логоса в Пролог своего Евангелия, совершил поистине философско-религиозную революцию, предопределившую весь дальнейший путь христианской мысли и научно-философского развития Европы. (Мы говорим "дерзновенно", потому что понятие Логоса носило характер светский, философский и даже антирелигиозный — по отношению к народной греческой вере в богов. Можно вспомнить, что многих философов обвиняли в безбожии, а некоторых, как Ксенофана и Сократа, даже судили за это.)
 

СЛОВО ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА

В первых стихах Евангелия от Иоанна Слово означает Божий Смысл, или Разум, или внутреннюю Речь и Мышление Бога. Этот Смысл совечен Богу (Он был "в начале" всего сущего, т.е. за пределами времени и всего тварного), является самостоятельным Лицом (Личностью) — Единородным Сыном Бога-Отца (т.к. Он "был у Бога", или, как можно еще передать это выражение, "был обращен к Богу") и по природе есть Бог. Именно этот Логос стал реальным, живым человеком, историческим лицом: "И Слово стало плотью, и обитало среди нас" — и в Своем земном Воплощении вечный Логос получил имя Иисуса Христа. Единственным истинным Посредником между Богом и миром оказалось не некое среднее существо, стоящее ниже Бога, но выше мира (как бы полубог или сверхчеловек, ангел, как думал Филон), но предвечный Логос как Богочеловек — совершенный Бог и совершенный человек в одном Лице.

Следуя богодухновенному наитию, Апостол и Евангелист Иоанн приоткрывает нам самую великую и поразительную тайну внутренней вечной жизни Бога: тайну различения в Нем самостоятельных и равнобожественных (единосущных) Лиц, Личностей, живущих одной и той же Божественной Жизнью. И вот, при первом возвещении человечеству этой величайшей и непостижимой тайны, второе Лицо названо Логосом. Почему?

Термин Логос в наименьшей степени сравнительно с другими именами (Сын Божий, Иисус Христос и др.) был связан с земными представлениями и ассоциациями и поэтому лучше всего подходил для описания вечного, домирного бытия Сына Божьего. Выбор этого имени, как объясняют Святые Отцы, давал максимально духовное, предельно возвышенное понятие о Сыне и о Его отношении к Отцу, неся в себе глубокую аналогию:
1) слово-мысль "бесстрастно" (без деления, отсечения или истечения) рождается от ума ("внутренне слово", logos endiathetos) — как бесстрастно рождение Сына от Отца (нематериальное, непространственное и вневременное);
2) мысль имеет ту же природу, что и ум, но отлична от него — так и Сын имеет ту же Божественную природу, что и Отец, но есть другое самостоятельное Лицо-Ипостась;
3) мысль всегда соприсуща уму, так что ум невозможно представить без мысли, — так и Сын совечен Отцу, и Отец никогда не был без Сына;
4) мысль есть образ ума, потому что являет ум, или ум является, раскрывается в мысли, — так и Сын являет Отца людям, так что видевший Иисуса видел Отца (Ин. 1:18, 14:9);
5) наконец, мысль способна воплотиться в звуки и выйти наружу в высказывании ("произнесенном слове", logos prophorikos) — так и Сын Божий воплотился, стал человеком и пришел в мир.

Но кроме того, понятие Логос имело глубокий смысл для представителей обеих культур, которым было адресовано Евангелие, — евреев и греков. Этим всеобъемлющим термином Ап. Иоанн обращался сразу к двум культурным мирам, отвечая на самые глубинные их чаяния, интуиции и вопрошания, подводя итог тысячелетним поискам Пути, Истины и Жизни и как бы говоря так (иудеям): Слово Божие, воплощенное Откровение Божие, все, что Бог мыслит о людях и хочет сообщить им, всемогущее Слово-Премудрость, Которым задуман, сотворен и содержится мир, и в то же время (эллинам) изначальный Божественный Смысл и Разум, лежащий в основе мироздания, вечный идеальный Первообраз мира и человека, есть этот Иисус из Назарета.

Понятием Логос Евангелие от Иоанна навсегда связало воедино библейское Откровение и христианство с философско-научными и нравственными исканиями европейского человечества, обеспечив тем самым прочную основу для развития и богословия, и философии, и естественных наук. Как писал свящ. Павел Флоренский, в своем лице как раз объединявший ученого, философа и богослова, наука возможна "лишь при вере в То слово, о Котором тайно-зрительный Орел в первых стихах своего пасхального Благовестия вещает: "В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог. Сей был искони к Богу; всё через Него стало быть, и без Него ничто не стало быть, что произошло; в Нем была жизнь, и жизнь была свет человекам; и свет во тьме светит, и тьма Его не объяла". Вот — "Основы науки"; и если их отвергнем, то неминуемо жестокое возмездие: падение науки, построенной на песках, зыбучих и засасывающих".

Альберт Эйнштейн — ученый, чьи работы, быть может, наиболее ярко и полно, чем чьи-либо когда-либо, подтвердили правоту этих слов — замечательно выразил свое удивление перед совпадением таких противоположных реальностей, как мысль и материальный мир, т.е. перед тем фактом, что человеческий разум (логос) является отблеском Божественного Логоса, Которым всё сотворено: "Самое непостижимое в мире — его постижимость".

Юрий Вестель
№ 3
червень 2000 року

Зміст номера:

Пресвятая Троіце, Боже наш, слава Тебі

"Молитва - розмова з Богом"

Цей священний вівтар - подружжя

Диякон Андрій Кураєв.
"Про віру і знання"

Інтерв'ю з митрополитом Володимиром

Стежками православного виховання

Встреча двух культур в Слове евангелиста Иоанна

Недільна школа - 10 років человіколюбія

Про тайну створення Всесвіту

Богослужбова мова

"Дзвони, дзвони нам безупину,
Буди зі сну і клич у храм…"

Храм очами віри й досвіду

Основы церковной архитектуры

На підході нові сили

Настанови святих отців

Поетична сторінка

Несподіваний ракурс

Новини звідусіль

Простягніть руку співпраці, браття

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Олексій Аксьом,
Тарас і Оксана Андрусевичі

Художники:
Олег та Наталя Степанови
Інтернет-навігатор:
Валентин Пономаренко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Івана Мазепи, 25.
Духовна Академія.
Ігумену Гавриїлу для "ВіК" (“Віра і культура”).
E-mail:
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
tarasiy@compclub.lviv.ua
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці в рубриці "2000". Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

На початок сторінки

Hosted by uCoz