Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 9

№ 10

№ 11


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ВИФЛИЕМ,
ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Город Вифлеем (Бейт-Лехем) расположен в 12 км к югу от Иерусалима. Современный Вифлеем – город с деловым ритмом, населенный в основном христианами-арабами – искусными мастерами. В Писании говорится, что здесь был помазан на царство Давид, а через 1000 лет после этого здесь появился на свет Господь наш Иисус Христос. Только при императоре Константине Великом Вифлеем приобрел религиозное значение. Константин Великий велел построить над гротом, в начале эры уже считавшемся местом рождения Христа, первую церковь, торжественно освященную в 339 г. Вифлеем принадлежит к трем величайшим раннехристианским святыням Палестины наряду с Иерусалимскими Виа Долороза и Храмом Гроба Господня.

В Евангелии от Луки говорится о том, что еще до рождения Спасителя римские власти приказали провести перепись населения с тем, чтобы каждый проживал там, где родился. И потому родители Иисуса переехали в Вифлеем из Назарета. Но для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинице, и поэтому Иисус родился в пещере, которая использовалась как конюшня. Прошли три столетия и над пещерой, в которой, по преданию, родился сам Спаситель Господь наш Иисус Христос, была воздвигнута величественная церковь – Базилика Рождества Христова.

Базилика Рождества, Святой Вертеп была построена она и посвящена этому событию. Один из самых древних храмов в Святой Земле. По преданию, это единственный храм, который не был разрушен на Святой земле во время нашествия персов-зороастрийцев: из-за красивого мозаичного изображения трех волхвов на стене храма. Волхвы, они же маги, были зороастрийскими жрецами, которые прибыли с целью поклониться Богомладенцу Иисусу, изображены одетыми в персидское платье. Считается, что именно это обстоятельство остановило персов и предотвратило разрушение церкви. До наших дней это изображение не дошло.

Первоначально храм был построен византийским императором св. равноап. имп. Константином Великим и его матерью св. равноапостольной царицей Еленой в 326 г., торжественно освящен в 339 г. Эта церковь была частично разрушена во время восстания самаритян в VI веке. Нынешнее здание церкви было реконструировано в 530 году имп. Юстинианом. Своим внешним видом церковь напоминает крепость. Первоначальные широкие входные врата в храме были заложены, и сейчас свод входа довольно низкий и узкий, так что входящему приходится нагибать голову. По этой причине врата храма стали называться "Вратами смирения". Это связано с горьким опытом мусульманских завоеваний: вход сделали низким, чтобы нельзя было въехать верхом на коне.

Базилика - представляет собой прямоугольное здание, вытянутое в длину с запада на восток, разделенное на пять нефов четырьмя рядами высоких колонн.

Под алтарем лестница ведет в маленькую подземную пещеру или Святой Вертеп (12 Х 4 м), где родился Спаситель мира. В ней со времен св. Елены располагался подземный храм. Туда ведут каменные ступени времени св. Юстиниана. Прямо напротив входа - место Рождества Иисуса Христа. Само место Рождества отмечено католической церковью в 1717 г. поместила серебряную 14-конечную звезду, которая обозначает точное место рождения Христа на полу, символизирующей Вифлеемскую звезду, на которой надпись по-латыни: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Слева - придел Яслей, небольшое углубление в пещере. Сами ясли, в которые Пресвятая Богородица положила Сына сразу по рождении, скрыты под мраморной облицовкой. Над звездой на полу и над Яслями водружены мраморные плиты-престолы, на которых служится Божественная Литургия. Как и во всех святых местах Палестины, иконостаса здесь нет. Стены украшены керамическими шпалерами XIX в. Слева от алтаря верхнего храма - армянский придел во имя трех царей (XIX в.). Из него - вход в католический францисканский храм. Его дворик стилизован под византийскую капеллу. В базилике сохранились фрагменты напольных мозаик времени св. Константина Великого. В храме 44 колонны времени св. Юстиниана из розового песчаника, которые так хорошо отполированы, что кажутся сделанными из мрамора. Сохранилась колонна с отверстиями, из которых, по преданию, вылетел рой пчел и выгнал из храма сарацин, намеревавшихся разорить его. Отверстия в колонне показывают паломникам и сегодня. Росписи на колоннах и настенные мозаики относятся ко времени византийского императора Мануила Комнина (1143-1180 гг.). На одной стене - мозаичные изображения Вселенских Соборов (сохранился лишь фрагмент со Вторым Cобором), на другой - поместных соборов. Справа от входа - юстиниановская купель (первоначально располагалась за алтарем). Амвон перед алтарем соорудили крестоносцы. Иконостас резного дуба изготовлен в 1744 г. и привезен из Греции. Многие паникадила, огромные лампады и колокола подарены были вифлеемской базилике русскими царями русскими императорами Александром III и Николаем II. Колокола также привезены из России. В базилике Рождества среди других святынь имеется чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери.

В Храме Рождества, как и в Храме Гроба Господня, нет никакого единения между разными христианскими конфессиями, особенно это обострилось после 1855 г., когда турецкий султан передал преимущественное право распоряжаться Храмом Рождества Греческой Православной Церкви. По-прежнему в нем распоряжаются только наиболее крупные конфессии, и каждая празднует Рождество Христа в свой день.

Степанов Олег,
магістр архітектури
    
  
№ 10
січень 2002 року

Зміст номера:

Світильникъ Христовъ на Березнякахъ

Різдво Христове потрібно зустрічати по-християнськи

Как празднуется Рождество Христово

История праздника Рождества Христова

Рождество на планете Земля

Вифлием, Храм Рождества Христова

Творческий путь Дмитрия Ниловича Яблонского

Душа, мов та мала дитина - керуймо подихом її

Голос на захист Любові

"Культура – некий костыль, который необходим, если начинает хромать наша духовность"

О нашем усыновлении Богу

Святий Василій Великий, архієпископ Кесарійський

Фетальна терапія чи душогубство?

Таїнственно про інтимне

У світі звуків де світло, а де пітьма?

Історія одного народження для Неба

Свідчення віри

Бо де є мед – там і бджоли прилетять

"Є слово на ціну золота. Це - порада духівника..."

Стежками молодіжних покликань

Різдвяна ініціатива

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 


 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz