Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 9

№ 10

№ 11


 
Настанова пастиря Настанова пастиря

О НАШЕМ УСЫНОВЛЕНИИ БОГУ

Почти 2000 лет прошло с той благословенной ночи, когда небесный благовестник возвестил великую радость, которая будет всем людям (Лк. 2, 10). И почти в течение 2000 лет Святая Церковь ежегодно возобновляя торжество этой Вифлеемской ночи, снова и снова говорить нам о том, что совершилось тогда, и о том, что это действительно великая радость.

Естественно, что мысль наша сейчас переносит нас на крыльях веры во святой град Вифлеем. Там действительно сейчас Торжество из торжеств. Когда бывает другой, еще более великий наш праздник, - светлое Христово Воскресенье, тогда все торжество сосредотачивается у святого Гроба Господня, а праздник Рождества Христова празднуется именно там - в далеком Вифлееме, у яслей Вифлеемских. И мы с вами ныне, получая помазание освященным елеем будем получать его от того елея, который благочестивые паломники нам доставили сюда - именно оттуда, от Вифлеемских яслей. Так что не только в духовном порядке веры, но и в порядке непосредственного общения мы будем причастниками благодати и освящения Вифлеемскаго праздника.

Но для того, чтобы оценить как должно то, что произошло там, когда Сын Божий родился и возлег в яслях Вифлеемских, обратим внимание вот на что: в самом начале бытия рода человеческого, когда в райских селениях пребывали только Адам и Ева, первозданные люди, они имели то блаженство, о котором мы в теперешнем нашем грешном состоянии даже и приблизительного понятия иметь не можем. Они имели блаженство непосредственно, лицом к лицу, как дети с отцом, беседовать со своим Творцом, Владыкою и Господом, Который, как бы отлагая Свое неприступное величие, так сказать "запросто" являлся к ним, как Отец к любимым детям и беседовал с ними. Для твари не может быть большего блаженства, как видеть своего Творца и беседовать с Ним. И лукавый соблазнитель, дьявол, сам отпавший от Бога, позавидовал первым людям и по зависти прельстил их и ввергнул в страшный грех непослушания Богу. Поддавшись соблазну, захотел человек сам быть богом; но не только не стал, а наоборот, как окаянный грешник оказался отлученным от Бога, потому что грех стал между ним и Господом как стена, которая отделила его.

Припомните момент крестных страданий Спасителя, когда Он возгласил: "Боже мой, Боже мой, вскую оставилъ мя еси", - тогда все потемнело; как будто непроницаемая туча закрыла солнце, и наступил мрак и тьма, которая указывала на то, что грехи наши, которые Он взял на себя, отделили Его от Отца и Он почувствовал Себя оставленным Им. Итак - преступивший Божию заповедь человек не только не стал богом, но от Бога отпал. Но Господь, в неизреченной благости Своей, не захотел оставить Свое любимое творение и измыслил спасение особым образом. Для того, чтобы спасти безответно виноватого человека, Премудрость Божия осуществляет такой план, по которому для спасения отпавшего и удалившегося от Бога человека Сам Господь сошел на землю, чтобы стать "Сыном Человеческим", как Он любил называть Себя. Чтобы в этом виде к Нему, как к Богочеловеку удобен был доступ. Что же мы видим при Его воплощении? Видим, что, отказавшись от всякой пышности и от всего, что считается в этом мире самым великим, знаменитым и славным, Он даже никакой хижины Себе не выбрал, а благоволил возлечь в яслях скотской пещеры.

Обратите ваше внимание на то апостольское чтение, которое мы, Бог даст, завтра услышим, за Божественной литургией. В этом чтении св. апостол Павел говорит о том, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас "подзаконных" и мы приняли УСЫНОВЛЕНИЕ. "Искупил подзаконных". Мы - все люди - были под законом, были под клятвою закона, как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас - подзаконных, и мы имеем теперь милость усыновления Богу.

В Вифлеемских яслях возлежит Тот, кто есть Богочеловек. Как Бог по существу, Он неприступен и страшен и на Него не смеют взирать даже чины Ангельские, но в то же время, по человечеству. Он - человек, такой же, как мы, во всем подобный нам, только абсолютно чистый от греха. Поэтому - так как Тот, Кто в яслях возлежит, есть человек и в то же самое время - Сын Божий, - то, будучи по человечеству Его братьями, как такие же люди как Он, мы через Него являемся сынами Божиими. Он - Сын Божий, а мы - братья Его по человечеству. В этом глубокий смысл Его воплощения. Вы вероятно хорошо помните, как в одном из воскресных Евангелий говорится о том, что когда св. Мария Магдалина бросилась к ногам воскресшего Спасителя, узнав Его, Он сказал ей, чтобы она пошла “ко Братіи Его”, - к Его братьям, ибо Он считает Себя нашим братом, как человек.

Значит, если Он Сын, то и мы сыновья, как Его братья. "Пойди к братии моей, говорит Господь, и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу Вашему и Богу Моему и Богу Вашему". Скользят часто по поверхности нашего сознания эти слова, привычные для нас, и мы мало вдумываемся в глубочайшее их содержание. Почему так сказал Спаситель Mиpa? "Ко Отцу Моему и Отцу Вашему"? Потому что Господь, Бог Отец, Ему Отец по самой природе Божественной, ибо Он рожден от Отца и равен Отцу и имеет ту же природу по Божеству (как и человек, который рождается от человека, имеет ту же природу). А для нас Он Отец не по существу, не по природе, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вот это Господь и подчеркивает, говоря: "Отцу МОЕМУ и Отцу вашему". Но дальше Он добавил "и Богу Моему и Богу вашему", а это уже с другим оттенком; это Он говорит, как человек. Как Сын Божий Он сказал: "Отцу Моему и Отцу вашему", как бы говоря: Он Мой Отец по существу, а ваш только по благодати; а слова "Богу Моему и Богу вашему" Он сказал как человек для которого Бог есть - Бог одинаково с другими людьми.

Нужно помнить, что на кресте Господь воззвал ко Отцу "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил": только Своей человеческой природой, а не божественной; этой природой Он страдал и эта человеческая природа, та же что и у нас, и воззвала: "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил". Один раз только в Евангелии - в момент крестных страданий Он, обращаясь к Богу Отцу, назвал Его Богом. Во всех других случаях Он всегда называл Его Отцом - и вот когда Он уже как победитель с креста воскликнул "совершилось", - Он снова обращается к Нему, говоря "Отче, в руки Твои предаю дух Мой".

Итак, мы с вами у яслей Вифлеемских поучаемся нашему усыновлению, нашему сыновству. Но будем помнить, к чему нас это обязывает! И помнить с бесконечной благодарностью к Нему за то, что Он благоволил совершить это чудное дело, и вместо того, чтобы наказать безответно виновного человека, Он не только Сам за него принял наказание, но и сделал его Своим по человечеству братом и по благодати - сыном Своего возлюбленного Отца. Посему, когда ты будешь склоняться перед изображением яслей, в которых сегодня возлежит Спаситель Mиpa, тo делай это с глубокой благодарностью за Его милость и лобызай святой образ, сознавая, что дал тебе твой Спаситель в этом чудном действии воплощения и пришествия на землю. Аминь.

Автор неизвестен
    
  
№ 10
січень 2002 року

Зміст номера:

Світильникъ Христовъ на Березнякахъ

Різдво Христове потрібно зустрічати по-християнськи

Как празднуется Рождество Христово

История праздника Рождества Христова

Рождество на планете Земля

Вифлием, Храм Рождества Христова

Творческий путь Дмитрия Ниловича Яблонского

Душа, мов та мала дитина - керуймо подихом її

Голос на захист Любові

"Культура – некий костыль, который необходим, если начинает хромать наша духовность"

О нашем усыновлении Богу

Святий Василій Великий, архієпископ Кесарійський

Фетальна терапія чи душогубство?

Таїнственно про інтимне

У світі звуків де світло, а де пітьма?

Історія одного народження для Неба

Свідчення віри

Бо де є мед – там і бджоли прилетять

"Є слово на ціну золота. Це - порада духівника..."

Стежками молодіжних покликань

Різдвяна ініціатива

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 


 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz