Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Абетка благочестя
ПУТЬ К ХРИСТИАНСКОМУ БРАКУ“Святии мученицы
молитеся ко Господу спастися душам нашим” Молодые годы наполнены великих взлетов и падений, безудержных исканий сотаинника в этом бурном море жизни, с которым можно было бы провести всю свою жизнь в мире и согласии, для достижения христианского совершенства и умножения рода человеческого. В это время юноша и девушка много посвящают друг другу времени, стараясь в общении открыть сокровенные тайники собственных душ. Часто бывают на природе, и через чудесною гармонию мироздания стараются рассмотреть Десницу Невидимого Творца. Также с особым стремлением сердца прибегают к Святыням, посещая разные монастыри и храмы. И каждая встреча приносит в душу покой и веселие сердца. Все невзгоды и печали кажутся каким-то неприятным сновидением, которое исчезает как туман. Открытость душ и сердец настолько кажутся прочными, что заставляет забывать о всяких неприятностях приносимых друг другу… В таких безгрешных отношениях молодых сердец Церковь не видит ничего достойного укора или осуждения, и поэтому радуется вместе с ними. Но она как любящая мать помогает предать этим отношениям чистоту и святость. Научая их многовековому опыту духовного роста и совершенствования, устремляет их на высоту добродетелей, чтобы они стали достойными чадами света. «Будьте кротки, - обращается Она к нам словами Спасителя, - как голуби, и осторожны (дословный перевод с греческого оригинала – прим. авт.) как змеи» (Мтф. Х, 17). Да, да именно осторожны и предусмотрительны во всех своих поступках и намерениях. А тем более, когда речь идет об отношениях между двумя молодыми сердцами, которые наполнены возвышенных чувств и переживаний доселе им незнакомых. Многие отцы и учителя Церкви научали нас тому, чтобы мы непрестанно стремились к познанию Бога и самих себя, ибо к этому призван всякий христианин: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанн ХVII,3). Познать Бога в библейской терминологии означает ни что иное как приобщиться Ему: «вам дарованы драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками божеского естества»(2 Петр. І, 4). А познать Иисуса Христа означает ни что иное как увидеть во всей полноте истинного Человека – нового Адама. Для того, чтобы стать достойными наследниками дарованных нам обетований, необходимо преложить немало усилий: «так и вы, прилагая к сему (т.е. к дарованному обетованию – прим. авт.) все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр. І,5) Но очень часто, трудясь над исполнением заповедей Христовых, молодой человек или девушка готовы со скорбью признаться вместе с апостолом Павлом: «…не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу делаю. Если делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… в членах моих вижу иной закон, противящийся закону ума моего и делающий мена пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит мена от сего тела смерти?… Итак тот же самый я умом служу закону Божию, а плотию закону греха.» (Рим. VII, 18-25). И тем не менее, такое смиренное осознание своей немощи может помочь пробудить в их молодом сердце неудержимое стремлении к Богу, к общению с Ним. А такое стремление способно внести живую струю в юную душу, давая ей силы ободриться и придать своим действиям характер соразмеренности и целеустремленности, сдержанности и обдуманности, искренности и правдивости. И тогда молодой человек (или девушка) в своей избраннице (избраннике) сможет увидеть как достоинства так и недостатки, а не надуманный идеал, что может в любой момент рассыпаться о стену человеческой гордыни. Увидев себя такими какие они есть на самом деле, молодые люди в простоте сердца примут друг от друга как радость так и скорбь, потому что в их сознании уже укоренится понимание того, что «ність человіка, иже жив будет і не согрішит» (слова молитвы из заупокойной службы – прим. авт.). Ну а пребывая в таком просветленном состоянии ума и сердца, молодые люди с радостью откликнутся на призыв Божественной премудрости, говорящей: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается … все покрывает, всему верит… все переносит… любовь никогда не перестает » (1Кор. ХІІІ,4-8), «…любовь покрывает множество грехов» (1Петр. IV,8). И эти слова уже будут звучать для них не как «холодные» нормы закона, нарушение которых влечет лишь наказание, а как условие духовной жизни, без исполнение которого вообще не может идти речь ни о каком духовном развитии и исправлении человеческих недостатков. «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. ХІІІ, 2-3). Искреннее стремление к тому, чтобы воплотить эти слова в жизнь, позволит молодым людям задать правильный ритм своим взаимоотношениям, предать им смысл и высокое значение, а также поможет им усвоить кардинальное различие между евангельским и мирским пониманием любви: в евангельском понимании любить («агапі»- греческое слово – прим. авт.) – значит жертвовать собой, а для мирского понимании любить («эрос» - греческое слово - прим. авт.) – значит приятно использовать объект любви. И тогда может быть они согласятся с тем, что лишь в свете любви Христовой, знающей как немощи человека так и его величие, возможно серьезное осознание тайны Христианского Брака. Величие этой тайны пытался раскрыть в своих записках священник Александр Ельчанинов: «Ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в браке друг перед другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь; а тогда— вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, раз в нем опасность для самого дорогого человека? Бесконечное количество несчастных браков именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Почти все трудности брака — отсюда. Величайшая мудрость брака — дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной — подобие брака небесного (Христос и Церковь), а там полная свобода»… Преданность же истине поможет воспитать будущих членов семьи таким образом, что каждый будет на своем месте: жена будет смиренной и покорной мужу, а муж любящим свою жену и относясь к ней как к немощному сосуду, отдавая ей должное почтение. И такая симфония человеческих взаимоотношений уже сможет явиться настоящим проповедником великой любви Божией, которая открылась нам в Единородном Сыне, дабы привлекать всех к вечному Царству света. Бойко Максим,
воспитанник І класса КДС |
|
|