Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 25

№ 26

№ 27


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ
типология и устройство

С первых веков христианства монашество занимает одно из главных мест в жизни Церкви. Начиная с Апостолов, отрекшихся от суеты и последовавшими за Спасителем неся слово Божие по всему миру, посвятив этому всю свою жизнь. Вслед за ними первые христианские общины являлись прообразом общежительства, соборной молитвы, труда и единого пути спасения. Известны первые монастыри и в Риме, и в Кападокии, Иверии, Византии, Болгарии. Но особого процветания монашество обрело на Святой Горе Афон, собрав там целую монашескую страну.

На Руси монастыри появились вслед за принятием христианства. Монастыри были не только местом спасения душ, но и центрами культуры, образования, медицины, милосердия и науки.

...В нашу глобальную, демократизируемую и технократическую реальность, где времени для молитвы найти становится все труднее, чудом возрождаются разрушенные и строятся новые обители...

Монастыри образовываются не на ровном месте и не без каких-то пустых причин. Каждый образовывался по разным обстоятельствам. Есть характерные и наиболее встречающиеся причины, но и они не являются какими-то правилами для создания монастырей, а представляют некие условия и основания, приводящие к их образованию. Вот некоторые из них.

1. Образование на месте чудесных явлений: Богородицы, Ее икон, святых или указании от них места строительства монастыря и т.д. Святыня - паломничество - часовня, церковь - келии, трапезная - угодья, хозяйственные постройки (богадельня, странноприимная, врачебница, мастерские) - комплекс монастыря (Киево-Печерская и Почаевская Лавры, Елецкий монастырь в Чернигове, др.).

2. Образование на месте жизни и подвигов уединенного подвижника, к которому присоединялись, со временем, другие искатели уединения и молитвы. Святой (подвижник) - община - келии, часовня (церковь) - угодья, трапезная, хозяйственные постройки (странноприимная, врачебница и т.д.) - комплекс монастыря (Киево-Печерская, Святогорская, Почаевская, Троице-Сергиева Лавры и др.).

3. Образование по желанию князя или др. правителя (или при пострижении его в монашество). Воля князя (княгини) - церковь, келии, трапезная - угодия, хозяйственные постройки, благотворительные учреждения (богадельня, странноприимная, больница и т.д.) - церкви (собор), гостиница - монастырский комплекс (Михайловский Златоверхий, Кирилловский монастыри в Киеве, Марфо-Мариинская обитель в Москве, Киево-Покровский монастырь и др.).

Монастыри строились чаще на возвышенностях, но встречаются и на равнинах, вблизи озер, рек или в лесах, в горных ущельях, пещерах, вблизи сел, городов или на значительном удалении от них. Но чаще монастыри возникали сначала как пещерные (подземные), а лишь позднее развивались уже на поверхности. Конечно, предпочтительным было место возвышенное, вблизи водоемов, лесных массивов, плодородных земель и удаленное от крупных жилых поселений.

В состав комплекса входит:

  1. Церковь (церкви домовые, трапезные, больничные) или собор.
  2. Колокольня (одна или несколько; звонница).
  3. Жилые здания (келии, гостиница).
  4. Хозяйственные, трапезные, благотворительные, больничные, просветительские здания.
  5. Сад и земельные угодья.
  6. Стена (ограда или ограждение) с башнями (не у всех).

Монастыри вмещают в себя и несколько понятий:

1. Монастыри - форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих церковные обеты.

2. Монастыри - комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной.

Монастыри есть двух видов:
мужские и женские.

Также монастыри делятся на следующие:

  1. Лавра - большой, особо значимый монастырь, число монахов не ограничено; настоятелями их являются епархиальные архиереи или Патриарх, непосредственно управляющие - наместники настоятелей - архимандриты. Киево-Печерская, Святогорская, Почаевская Лавры и др.
  2. Ставропигиальные - это монастыри, управляемые непосредственно Патриархом (Предстоятелем Церкви) или Синодом. Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская Лавры и др.
  3. Штатные (находились на государственной дотации до 1917 г.).
  4. Нештатные (существовали за счет пожертвований, ныне все монастыри).
  5. Скиты - небольшие загородные монастыри (“пустыни”), являющиеся филиалами больших (Лавры).
  6. Подворья - монастырский храм в центре городов с несколькими монахами, хозяйством, служивший как филиал или как представительство крупного монастыря (Лавры).

Теперь, после определения структуры, типов и видов монастырей, рассмотрим архитектурную сторону монастырских комплексов.
 

УСТРОЙСТВО

Процесс формирования ансамбля монастыря, порой, занимал несколько столетий, поэтому в большинстве случаев не приходится говорить о выдержанном в едином архитектурном стиле решении. Но, рассматривая развитые монастырские комплексы в качестве сложившихся архитектурных структур, можно отметить общие типологические признаки в их застройке, планировке и композиции. Эти признаки обусловлены единством функционального назначения, символической интерпретацией монастырского ансамбля.

Возлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс сооружений, куда входили постройки разнообразного назначения - богослужебные (церковные), хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные.

СТЕНА. Как правило, уже на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, тем самым делала монастырь подобным городу или крепости. Крепостные стены, замыкая композицию и являясь ее границей, придавали обители большую архитектурную целостность и смысловую значимость.

Конфигурация плана монастыря во многом определялась его месторасположением. Традиционно основатели (первые начинатели) останавливали свой выбор на холме в устье ручья при впадении его в речку. Таким образом, основные линии монастырского плана были предопределены естественными природными условиями. Подробный выбор места основания был обусловлен тем обстоятельством, что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как социального учреждения была и военно-оборонительная.

Монастырские стены - крепостные укрепления - должны были соответствовать всем современным требованиям военного искусства. Согласуясь с ними, к XV ст. в композиции плана монастырского ансамбля стали появляться элементы регулярности.

По мнению М. Ильина, "геометрическая форма плана крепости была продиктована не отвлеченными геометрическими фигурами или произвольными соотношениями отдельных своих частей, а исходила из тех пропорциональных архитектурных положений, которые были распространены среди каменных дел мастеров". Таким образом, плановая структура монастырей стремится к большей геометричности своих очертаний, приближаясь к идеальным формам. Отдельные участки крепостных стен между башнями выпрямляются, а расстановка башен становится еще регулярнее.

БАШНИ. Крепостные башни, кроме роли оборонительных сооружений, часто использовались для нужд хозяйства. Вынесенные как бы за пределы "парадной" архитектурной композиции, в башнях устраивались кладовые, мастерские. Также там находились разнообразные службы: поварские, квасоварные, пивоварне, винокурные, прядильные. Однако в художественном внешнем облике крепостные башни являлись структурными важнейшими элементами. Фиксируя конечные точки архитектурной композиции, башни поддерживают и завершают ритмику вертикальных акцентов монастырского ансамбля. Архитектурная композиция приобретает черты гармоничной завершенности: горизонтали прясел стен и вертикали башен, уравновешивая друг друга, складываются в самодостаточные картины с каждой отдельной точки зрения.

Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Со стороны парадного подъезда устраивались главные - Святые ворота, выделенные архитектурным декором и самим расположением. Пройдя через них, паломники попадали непосредственно в парадный монастырский двор, при планировке которого старались соблюсти принцип постановки монастырского храма напротив Святых врат. Посвящение надвратного храма чаще было связано с богородичными праздниками - Рождества, Благовещения, Успения - что символизировало и заключало в себе идею покровительства и заступничества Пресвятой Богородицы. Но встречаются и надвратные храмы, посвященные Святой Троице, всем святым и др.

МОНАСТЫРЬ-ГОРОД. Исследователями был отмечено, что стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначилось в строительстве монастырей на Руси значительно раньше, чем в строительстве городов или крепостей. Это объясняется не столько в новых достижениях фортификационного искусства, сколько в символической трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля. Уподобление средневекового монастыря городу - мотив, часто звучащий в древнерусской литературе. Д.С. Лихачев приводил отрывок из завещания варяга, обратившегося в Православие, где он рассказывает о том, как Богоматерь защищала от врагов свой "город высокий": "Когда мы приходили с половцами на Изяслава Мстиславича, увидали мы издали ограду высокую и быстро пошли туда. А никто не знал, какой это город. Половцы же бились под ним, и многие ранены были, и побежали мы от города того. После уже узнали мы, что это было село обители Святой Богородицы Печерской, а города тут никогда и не бывало". Ориентация на классические древние образцы составляет сущность средневекового языка "уподоблений", "цитирования". Монастырь несет в себе идею города, он уподоблен "небесному" Иерусалиму. Монастырь воспринимался как образ Царствия Небесного, явленного на земле, а монахи именовались "ангельским чином", что значительно повлияло на планировку и композицию монастырей. На древнерусских иконах, по тексту Апокалипсиса, небесный Иерусалим изображался в виде монастыря за высокими стенами, с регулярной планировкой и крестообразной структурой. В этом отношении, даже монастыри, не имеющие регулярного плана, на иконах изображались в форме строго очерченного квадрата, что отражало существование определенной тенденции к идеализации образа монастыря. Однако реально существующие зримые образы также играли в древнерусской системе "уподоблений" немаловажную роль, и образ дальнего, земного Иерусалима умозрительно переносился на русские города и монастыри.

КЕЛИИ. В зависимости от типа монастыря и его материального положения, келейная застройка могла быть различной. Обычно келейные корпуса располагались по периметру монастырских стен. Первоначально деревянные, но по мере развития обители сменялись каменными. Жилые каменные корпуса в богатых и многолюдных монастырях могли быть двухэтажными с отдельным входом в каждую келью. В целом, келейная застройка образовывала главный монастырский двор, посредине которого возводились основные сооружения монастыря.

ХРАМ. Занимал центральное - и в архитектурном, и в духовном плане - место, (чаще собор), с его возведением ансамбль обретал подлинную композиционную законченность. Доминирование над всеми сооружениями, прежде всего, проявлялось в особой интерпретации выбора: он рассматривался как "земное небо” или как “око Божье". В древнерусской литературе встречаем толкование символики монастырского храма, как: "Четвероугольный образ монастыря, келии к келии совокупи, их же посреде стоят церкви, яко некие очи зряще всюду".

Играя роль духовного фокуса, храм архитектурной композицией отражал свое главенствующее положение в общей структуре монастыря. Тема большого храма с парадным пятиглавием, обширным внутренним пространством, обладающим особой "светлостью и звонностью" с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре. И когда статус монастыря поднимался на определенный уровень, для главного храма обители зодчие выбирали из всего большого спектра архитектурных форм и композиций именно этот мотив.

Продолжение следует

Степанов О.В.
    
  
№ 26
березень 2005 року

Зміст номера:

Прощающему простит Господь

Великiй пiст - шлях слiдування за Христом

Що потрiбно знати про церковний етикет

Душа человеческая: душа и тело

На чому присягають українські президенти?

О цели христианской жизни. Тайное подвизание Георгия

Православные монастыри. Типология и устройство

Еволюційна біологія та православний світогляд

Звернення Священного Синоду УПЦ до Президента України В.А. Ющенка

Осьмогласие и древние богослужебные распевы как составляющая православного богослужения

Страсна седмиця

Страсти Христовы в иконографии

Новини звідусіль

Виждь

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz