Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Настанова пастиря
ПРОЩАЮЩЕМУ ПРОСТИТ ГОСПОДЬ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Устами великих пророков Нафана, Ионы, Давида слово Божие призывало и призывает нас к покаянию. Предтеча Господень Иоанн и Сам Господь Иисус Христос к этому призыву добавляет: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное..." (Мф.3,2). Время Великого поста, в который вводит нас Святая Церковь, есть время покаяния и приближения к нашей земной и небесной Пасхе, к избавлению, к Царствию Божию. Без покаяния нет очищения, как без очищения нет спасения. Покаянием оправдался мытарь, покаянием была прощена грешница, покаянием разбойнику отверзлись райские двери, покаянием был принят и восстановлен в достоинстве апостольском отрекшийся некогда Петр. Главным и необходимым условием покаяния Святая Церковь и слово Божие ставит наше прощение друг друга и примирение, ибо без этого невозможно говорить о покаянии. Мы должны простить друг друга. Покаяние есть дар Божий и его надо просить у Бога и принимать с открытым сердцем и открытою душою. В чем же мы должны каяться? Прежде всего, в тех ошибках нашей жизни, которые причинили ближним боль сердечную и душевную. Милосердие Божие принимает каждого кающегося грешника в любой момент его обращения, если и он прощает своих обидчиков, мы просим Небесного Отца словами молитвы Господней: "И остави (прости) нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Если же мы обращаемся к Богу с этими словами формально, то мы лжем и не получаем такой молитвой ни прощения, ни оставления грехов. Почему мы должны прощать наших ближних? Потому, что это закон Евангелия, потому, что это веление Самого Господа, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим. 2,4). Как же мы должны прощать? Мы должны прощать каждого человека. По-разному складываются у нас отношения с окружающими людьми. Иногда мы думаем о человеке, который рядом с нами: "До чего же тяжел этот человек!", а кто-то думает так о нас. Все мы, люди, находимся в одном обществе. Исполняя наше человеческое послушание, мы должны идти вместе по жизни, пребывая в мире, стараясь помочь друг другу, потому что: друг друга тяготы носяще исполняем Закон Христов (Гал. 6,2). Постараемся, братия и сестры, хотя бы в настоящем Великом посту быть терпимее друг к другу, а если возможно, то быть и помощниками друг другу, потому что по мере приближения к Царствию Божию, по слову аввы Дорофея, мы становимся ближе к Богу и между собой. Что же мешает нам примириться и простить друг друга? Мешает, прежде всего, грех. Грех производит между нами вражду. Грех, по выражению святых отцов, - это огонь горящий, и по мере убавления горящего вещества огонь угасает, по мере добавления горящего вещества он вновь воспламеняется. Поэтому, вступая в Великий пост, уменьшим, братия и сестры, взаимные обиды, которые есть горящее вещество. Будем строить свою жизнь по выражению святителя Димитрия Ростовского: "С утра будь в молитве серафимом, в делах - херувимом, в обращении с людьми - ангел". Препятствие к прощению чинит грех и наша гордость. Но что они по сравнению с благостью и милосердием Божиим? С нами Бог, с нами божественная благодать, с нами молитвы Пресвятой Богородицы, с нами покров и защита святых Ангелов, с нами молитвы святых угодников Божиих, с нами устав и учение Церкви Христовой, которые содействуют нашему спасению. Надлежит нам сегодня же простить всех обидчиков своих и дальних и ближних - и примиренными идти дорогой, ведущей к Богу, Который прощает только в том случае, когда и мы прощаем. "...Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6,15), и в другом месте: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк. 6,31), хотите быть любимыми - любите, хотите быть защищенными - защищайте, хотите быть прощенными - прощайте. Испросим же усердно в нынешний день благословения Божия, чтобы нам пройти поприще Великого поста и достигнуть во всяком благочестии и чистоте святого всерадостного пасхального дня. Будем молить Господа, чтобы Он вывел нас из египетского духовного плена, ввел бы нас в пустыню подвига и поста, руководил бы нами огненным столпом Своего милосердия и долготерпения, питал бы нас манной Евхаристии, привел нас в Ханаан чистоты и святости. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь. + ВОЛОДИМИР,
Митрополит Київський і всієї України, Предстоятель Української Православної Церкви |
|
|