Релігія і наука
ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:
ДУША И ТЕЛО
Продовження (початок див. №6(24) 2004 р.)
"Вникай в себя..." (1 Тим. 4,16)
"Тайна Господня - боящимся Его" (Пс. 24,14)
Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна несравнимо ценнее других - это душа человека. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп даст человек за душу свою" (Мф. 16,26) - говорит Господь. Как писал митрополит Петербургский Антоний: "Душа есть образ Божий, который начертал Сам Бог. Она - дух. Она свободна и бессмертна и должна быть чиста, светла и полна любви, как образ Божий". Поэтому усилия христианина прежде всего должны быть направлены к изучению и просветлению своей души, "к познанию самого себя" - что было некогда девизом лучших эллинских мудрецов. "Вникай в себя", - говорит ап. Павел своему любимому ученику и преемнику по апостольству - Тимофею. И тем, кто будет следовать этому указанию, облегчится достижение главной цели своей жизни - стяжание Духа Святого Божия и преображения через это своей души - ее богоуподобления.
Следует заметить, что задача постижения души своей является одной из труднейших, ибо, как сказал один из мудрецов: "Нет для души ничего более неведомого, чем она сама для себя". Поскольку душа невидима и нематериальна, то материалисты и атеисты вообще отрицают существование души, и становится все менее и менее людей, которые интересуются ею, и еще менее - которые стремятся изучать ее. А последнее так важно, поскольку Господь сказал: "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21), т.е. имеет место в нашей душе. Как пишет прп. Ефрем Сирин: "Апостол Иоанн в "Откровении" своем видел великую и чудную книгу; написана она была Самим Богом, и семь было на ней печатей (Апок. 5,1). Ни на земле, ни на небе никто не мог прочесть ее, кроме одного Сына Божия, потому что Он и написал и запечатал ее. Книга эта - душа, написанная в царстве; кроме Написавшего никто не знает, что она такое. Никакое око не может видеть, никакое ухо не в состоянии слышать и никакое сердце не представит себе, что написано в душе. Написано в душе царство и положено в ней, как приданое, чтобы когда придет Наследник царства, ввел ее с Собою в брачный чертог". Как пишет проф. Карл Адам (в книге "Иисус Христос"): "Человек - загадка. Стоя на самой грани двух миров, он нуждается в обоих, чтобы быть человеком. Земля и небо, время и вечность соприкасаются в нем. Он - тот пункт мировой действительности, где тварное сознает всю свою относительность, замечает Творца, пробуждается к Богу и готово отозваться на призыв Божественной любви". Но вместе с тем постижение себя в какой-то мере ведет к постижению всякого человека: так как только то будет понятно в других, что осознано в себе. Отсюда от степени самопознания зависит и понимание человеком окружающих.
Удивительны последствия самопознания. Об этом так говорит схиархимандрит Софроний:"Через обращение человеческого духа внутрь себя и затем к Богу, ум отходит от бесконечной множественности и раздробленности явлений мира и всей силой обращается к Богу и, пребывая в Боге, видит и себя и весь мир". Я - это прежде всего моя душа; но она пока связана с телом. Поэтому, изучая душу, надо выяснить и связь тела и души. Кроме понятий "тела и души", нужно раскрыть и понятие о "духе", "духовном", "внутреннем человеке" с противопоставлением его "душевному" или "внешнему" человеку; так различает их в посланиях ап. Павел. Вспомним, что и Господь различал живущих людей на "мертвых" и "живых", т.е. причастных Святому Духу: "предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8,22).
ДУША И ТЕЛО
"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться: душа не больше ли пищи, и тело - одежды" (Мф. 6,25), "Душа есть тварь умная, великая и чудная, исполненная красоты, подобие и образ Божий... Душа перед Богом есть Церковь" (Прп. Макарий Великий). Мир в представлении атеистов материалистичен. Они признают лишь материю и ту энергию, которую способны измерить или экспериментом опознать, и только их считают реальными. Души человеческой для них не существует. Между тем Св. Писание утверждает совершенно обратное. Только душа человека вечна и потому единственно всецело реальна: существованию же современного материального мира придет неминуемый конец: "земля и все дела на ней сгорят" (2Петр. 3,10). Если что временно и мимолетно, то по сравнению с вечным, все является как бы призраком.
Если вдуматься, то что такое мир материи? Это только хаос молекул (или, точнее, электронов, протонов, нейтронов и т. д.), если только дух человеческий не выявит в нем формы, Закономерность и целесообразность. Поэтому действительная реальность и ценность принадлежит духу, а не материи. Как пишет о. Иоанн С.: "Весь мир - паутина в сравнении с душой человека-христианина; ничто в нем не постоянно и не надежно; ни на что опереться в нем надежно нельзя: все рвется. Поэтому, ни к чему не надо привязываться сердцем, кроме Единого Бога, раскинувшего эту паутину, содержащего и оживляющего ее". Такова же должна быть сравнительная оценка души и тела. И Господь учит нас: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10,28).
Франциск Ассизский называл свое тело - "друг мой - осел". Это название дает глубину понимания значения тела для жизни человека. Тело - прежде всего друг; его надо ценить и о нем надо заботиться. От этого друга зависит способность к труду и, что очень важно, - состояние тела для громадного большинства людей в сильной степени влияет и на состояние души человека. Человек (не очищенный сердцем) может быть бодр и радостен лишь при здоровом теле. И, наоборот, мы обычно бываем печальны и унылы, когда тело болеет. Поэтому прп. Серафим предупреждал: "Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей... Надо духу давать духовное, а телу - телесное, потребное для поддержания временной жизни". Правда, Господь говорил: "дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26,41). Но такое противопоставление состояний духа и тела может быть только у святых: "Когда я немощен, тогда я силен", - говорил ап. Павел. Но для христианина, находящегося в стадии борьбы за возрождение своей души, состояние плоти в сильной степени влияет на состояние духа.
Старцы прп. Варсонофий и Иоанн говорят: "Если мы заботимся о животных, которые служат нашим потребностям, тем более должны заботиться о теле, как об орудии души. Когда орудие притупится, то это затрудняет скульптора, хотя бы он был и талантлив". Апостол, обращая внимание на болезнь и слабость желудка св. Тимофея, повелел ему употреблять вино (1Тим. 5,23). О том же пишет и прп. Исаак Сириянин: "Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось в тебе нерадение и не уменьшило в душе твоей ревности ко спасению". "Здоровье - дар Божий", - говорил и прп. Серафим и советовал хранить этот дар. Итак, тело - наш "друг". Но этот друг все же "осел". И надо поэтому хорошо учитывать его нрав, причуды, упрямство и низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них. Попробуйте распустить тело-осла, приучить к самоволию, и оно захочет господствовать над вами. Оно будет требовать себе излишнее количество изысканной пищи и будет постоянно назойливо напоминать про удовлетворение всех своих животных потребностей. Откормленное и избалованное тело - это уже враг, а не друг человека. Его требования заглушают и подавляют духовные стремления и способности. Как пишет о. Иоанн С.: "Эта самая плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, украшаем, есть враг души нашей, весьма коварный, опасный: она непрестанно противится любви Божией, воле Божией, заповедям Божиим и порывается исполнять свою волю и исполняет ее почти всегда, разве когда сильное препятствие противопоставляет Господь Бог в благом и премудром Промысле Своем о нашем спасении. При покое, просторе, услаждении плоти - плоть оживает со всеми своими страстями и наклонностями, а при тесноте, озлоблении, томлении - умерщвляется со всеми своими страстями. Поэтому не питай пристрастно плоть твою, не ласкай ее, не угождай и не усиливай ее тем против духа. Иначе она все порывы духа ниспровергает, не дает встать ему и войти в силу. Невольником будет дух у плоти. Эту плоть должно всегда распинать со страстями и похотями, а не лелеять; ее надо умерщвлять постом, бдением, молитвою, трудами". Так мы встречаемся с противоречивыми стремлениями души и тела (точнее духа и тела) и с двойственностью переживаний души. Душа связана с телом, переживает и его страдания, отзывается и на его запросы. Но у нее есть еще жизнь духа - идеальные стремления и духовные запросы.
У большинства людей последние бывают в той или иной степени заглушены переживаниями и запросами тела. Здесь можно привести следующую аналогию: глаз, ослепленный сильным светом дня, не видит звезд, и они для него не существуют. Но уйдет солнце, и глаз способен видеть бездну звездных миров. Так и при бурных, сильных запросах изнеженного и избалованного тела у души нет возможности жить тонкими ощущениями духа, и они у нее не проявляются. В полной мере душа сможет погрузиться в них лишь тогда, когда будет отделена от тела - после смерти и распадения последнего. Однако, аскетизм - порабощение тела духу - дает возможность в сильной степени смягчать запросы и стремления тела и еще до его смерти в какой-то мере приобщать душу к жизни духа. Вот почему все святые, включая ап. Павла, "усмиряли и порабощали тело свое" (1Кор. 9,27) постом, трудами и лишениями. Они так утончали и облагораживали свою плоть, что она становилась действительно другом их души и не препятствовала ей в ее духовных стремлениях и взлетах к горнему миру. "Если человек не умрет для плоти, живя духом, он не может воскреснуть душою", - говорит прп. Варсонофий Великий. Как пишет прп. Антоний Великий: "Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всяческих и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему". Благодаря греху, тело человека смертно и подлежит распаду и уничтожению. Но оно так же, как и бессмертная душа, есть творение Божие и создано художественно и премудро. Как друг бессмертной души, оно некогда будет воскрешено Господом. Тогда душа и новое, обновленное тело будут вновь вместе участвовать в новой жизни "на новой земле", если душа сумеет при жизни преобразиться - запастись "елеем" "мудрых дев" (Мф. 25,1-13) - Духом Святым Божиим.
У святых это просветление тела совершается еще до их упокоения, и они после смерти получают полное или частичное нетление своей плоти (мощи). "В лице Христа Спасителя, - говорит епископ Феофан Затворник, - человечество начинает новую жизнь и не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем Самом. Тела святых в часы сильного возбуждения духовной жизни, просветлялись подобно просветлению Спасителя на Фаворе: и свет этот видим был для других. И животные покорствовали им, обоняв в них воню тела Адамова, каково оно было до падения, как объясняет повествование об этом. Это и подобное сему, например: раскрытие зрения до способности видеть далекое и сокрытое, обоняния - до способности обонять от вещи запах страсти, с которою она дана; движения - до способности быть в другом месте, не выходя из своего - все это и подобное, не нынешнему веку принадлежит, а будущему и свидетельствует лишь о том, как умалено в чести и славе нынешнее тело наше в обычном его состоянии".
Итак, к телу христианина должно быть внимание, но несравнимо большее должно быть к бессмертной душе. Он должен изучить законы, управляющие душой и заботиться о ее здоровье более, чем о здоровье тела.
(Продолжение следует)
Н.Пестов
|
|