Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Іконопис
АРХИТЕКТУРА В ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОГРАФИИазбука молодого ізографаКак известно, на православных иконах, где изображаются священные лики Спасителя, Богородицы, ангельских чинов, пророков и святых, представлены в окружении их (служат "фоном"), в зависимости от сюжета, природа: горы, моря, деревья, облака, небесные светила (солнце, луна, звезды); животные, птицы и конечно, здания, сооружения, города, монастыри и храмы, как Ветхозаветные (храм Соломона) так и христианские. В изображениях архитектурных сооружений православная иконография весьма многообразна и богата своей символикой и имеет строгий канон и правила изображения их. На иконах архитектура изображается как полностью, так и фрагментами, пространство внутри помещения или храма, так и снаружи и сверху, а главное – в обратной перспективе. Храмы – богослужебные сооружения, чаще изображаются их завершения, иногда полностью или в ансамбле монастыря в разных стилях, в зависимости от времени письма иконы. Ветхозаветный храм ("Введение во храм", "Сретение" и др.) или христианские Новозаветные ("Собор всех прпп. Печерских" на фоне Успенского собора или "Собор новомученников и исповедников Российских" на фоне храма Христа Спасителя и др.). Только в православной иконографии можно увидеть храм (или др. сооружение) снаружи и изнутри одновременно, как яркий пример – икона Покрова Божией Матери. Сюжет иконы – видение блаженного Андрея и его ученика Епифания в Константинополе во Влахернском храме во время всенощного бдения (X в.). Этот сюжет сформировался на Руси к XIIІ в. С XIV в. уже известны два типа иконы – т.н. новгородский и суздальский. Более распространен новгородский: Богоматерь на фоне алтарной апсиды с поднятыми руками, над головой Ее ангелы держат покров, над покровом Христос. Внизу закрытые Царские врата, справа от них Андрей Юродивый и Епифаний. Схожие изображения, но уже других событий: "Благовещение", "Христос среди учителей", "Сошествие Святого Духа", "Успение Богоматери", "Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому" и др. Киворий (греч. "дарохранительница") или рус. "сень" – специальное сооружение в виде крыши или шатра над престолом. В храме киворий символизирует небо, распростертое над землей (престолом). В иконописи киворий служит указанием на то, что некое действие происходит внутри храма (подобно тому, как изображение горки предлагает, что оно происходит снаружи). Купола – полусферическое или шлемовидное перекрытие стен цилиндрической формы (барабана) или находящееся на опорном кольце (на парусах или тромпах). На внутренней поверхности купола, символизирующей небо, помещается изображение Господа Вседержителя с Силами небесными. Наряду с куполами изображаются башни, крыши домов (палат) и сооружений: односкатные, двух (3-х, 4-х) скатные, щипцовые, шатровые, конические, пирамидальные, луковичные, цилиндрические и др. Как правило, расписывают крыши и купола ромбами, чешуей зеленого, красного, золотистого и серебристого цветов. Велум (лат. "ткань большого размера, накрывающая помещение") – ткань, переброшенная с одного здания на другое, или с одной колонны на другую. В иконописи условно обозначает внутреннее помещение, в котором происходит изображаемое событие. Звонница – надстроенная на стене храма колокольня или отдельно стоящее сооружение для подвешивания колоколов. Изображается преимущественно в сюжете "Воздвижение Креста". Олег Степанов
|
|
|