Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Лабораторiя Великого посту
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ВРЕМЯ СЛУЖЕНИЯ БОГУ МОЛИТВОЙ И ПОКАЯНИЕМ“Царствие Божие не пища и питие,
но праведность, и мир и радость в Святом Духе”. (Рим. 14,17)
Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. "Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к сохранению здоровья и процветанию его", – писал святитель Феофан Затворник. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Тот же свт. Феофан называет пост "курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого". Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост – это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом, и в этом смысле – наша малая жертва Богу. Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост – такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, суетясь, об этом забываем?.. А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему – пост? Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс. 50,19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Об этом говорит и прп. Исаия Отшельник: "Душевный пост состоит в отвержении попечений". Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам свт. Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что "молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий". Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время. "Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, – поучает прп. Иоанн Кассиан. – Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости". И действительно, "можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? – ставит риторический вопрос свт. Игнатий (Брянчанинов), – будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?" "Посредством поста утончается дух, приобретается чистота сердца и тела, и потому удобнее можно соединяться с Богом", – пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Так, пророк Моисей постился сорок дней перед восхождением на гору Синай, где лицезрел Бога, говорил с Ним и принял Его Закон. Пророка Илию, как пишет свт. Василий Великий, также "пост сделал зрителем великого видения; ибо, очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в Хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку". Апостолы и все христианские подвижники, достигшие святости и богообщения, свидетельствуют о необходимости поста. Пост – благоприятное время для соединения со Христом в Таинстве Причащения. Сам безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4,14), одолев все искушения врага. "Пост есть оружие, уготованное Богом, – пишет прп. Исаак Сирин. – Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы… И, как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются". Сам Спаситель словами "сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17,21) указал нам на средство избавления от злых духов. Так, из жития священномучеников Киприана и Иустины известно, что святая мученица Иустина усилением поста и молитвой победила блудного беса, насылаемого на нее волхвом. Умножением поста и молитвой спасались от диавольских козней прп. Антоний Великий, прп. Нифонт, и многие другие подвижники, которым мы теперь молимся о помощи при нападении злых духов. Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода врачевство (лечение, лекарство) для каждой человеческой души. "Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти". "Видишь ли, что делает пост, – как бы обобщает все вышесказанное святитель Афанасий Великий: – болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым". Пост – это дивный духовный опыт. Он дает нам возможность действенно ощутить спасительность христианского пути. "Закон постничества такой, – поучает свт. Феофан Затворник, – в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, – все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила". Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинным постом, приятным Богу, а значит, и для нас спасительным. Дмитрий Дементьев
Православный пост 2006 г., (в сокращении редакции) |
|
|