Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Абетка благочестя
О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ(Окончание, начало см. №5(23).)
Св. Григорий Нисский пишет: Кто тогда [т.е. после очищения сердца от страстей — С.Г.] видит себя, тот в себе видит и вожделеваемое, потому что, смотря на собственную чистоту, в этом образе усматриваем первообраз... Ибо чистота, бесстрастие, отчуждение от всякого зла есть Божество. И если все это есть в тебе, то без сомнения в тебе Бог.., и, отняв вещественную мглу от душевных очей, в чистом небе сердца ясно видишь блаженное зрелище. Что же именно? Чистоту, святость, простоту и все подобные светоносные отблески Божьего естества, в которых видим Бог”. С Боговидением тесно связано и Богопознание. Оно разделяется на два аспекта: духовный и интеллектуальный. Русский философ XIX века А.А.Козлов различал их как знание Бога и знание о Боге. Первое осуществляется сердцем, а второе — умом. Об этом же самом писал и прп. Исаак Сирин. Он разделял зрение человеческой души на интеллектуальное и духовное. Как видно, духовное зрение можно отождествить с духовным познанием, а Боговидение — с Богопознанием (в смысле знания Бога). Боговидение и богопознание, как и обожение, тоже можно назвать целью христианской жизни. Об этом пишет учитель Церкви III века Климент Александрийский: “Если бы гностику предложили выбор между познанием Бога и вечным спасением, предполагая, что это — вещи различные (по сути же они — совершенно тождественны), он без всякого колебания выберет Богопознание”. Здесь слово “гностик” не содержит в себе ничего отрицательного. Климент обозначает им тех, кто познает Бога. В этом смысле гностиками он называл апостолов Павла, Петра, Иакова и т.д. Также прп. Исаак Сирин пишет: “Что есть познание?” — “Постижение бессмертной жизни”. — “А что есть бессмертная жизнь?” — ”Все воспринимать в Боге. Ведь любовь рождается от встречи. Познание в единении с Богом исполняет любое желание. Для принимающего его сердца оно всецело есть сладость, изливающаяся в преизобилии. Ибо нет ничего, что было бы сладостью, подобной познанию Бога”. Бог представляется внутреннему зрению человека как свет. Этот свет несотворенный. Учение о нетварном свете было защищено против нападок еретиков в XIV веке великим византийским богословом и Отцом Церкви свт. Григорием Паламой, архиепископом Фессалоникийским, и его сподвижниками. Это учение заключается в том, что в Святой Троице мы можем различать три Ипостаси, Божественную сущность и Божественную энергию. Божественная сущность пребывает запредельной для всякого познания и созерцания — как человеческого, так и ангельского. Для тварных существ Бог открывается в Своей энергии. Божественная энергия неслитна и нераздельна с Божественной сущностью. И в ней пребывает весь Бог.
Божественная энергия или благодать вселяется в сердце подвижника, соединяется с ним всецело и обоживает его. Она может также освящать места и предметы, которые в таком случае становятся святынями. Как уже было сказано, Божественная благодать представляется внутреннему, а иногда и телесному зрению подвижника в виде света. Множество свидетельств этого находится в Священном Писании. Приведем для примера рассказ о преображении Господа на горе Фавор: “По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними:и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет “(Мф.17,1-2). Следует заметить, что Божественная энергия не имеет ничего общего с “энергией”, о которой говорят всякого рода экстрасенсы и “биоэнергетики”. В их представлении энергия является особого рода полевой материей и поддается управлению. А.С. Хомяков, говорил, что дух для таких людей является тем же, что и для сельской женщины, считающей, что он есть чем-то в роде пара, поднимающегося над горячей кулебякой. Здесь свет, которым просиял Господь, и был той нетварной Божественной энергией, о которой говорилось выше. Когда Савл, будучи еще гонителем христиан, шел из Иерусалима в Дамаск, по дороге ему явился Господь. При этом Савла осиял свет: Когда же он (Савл) шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с небе; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? (Деян.9,3-4). Все Св. Отцы имели опыт созерцания Божественного света. Этот опыт получил название исихазма. Слово “исихазм” греческое и означает молчание, безмолвие, тишину, покой, которые водворяются в душе человека, когда она принимает в себя Бога. Подвижник-исихаст постоянным творением Иисусовой молитвы и воздержанием очищает ум и сердце от страстей и помыслов и сподобляется принять в себя Бога и узреть нетварный свет. Правда, как при всяком видении, при созерцании света тоже остается опасность дьявольской подмены, ибо, как пишет ап. Павел, дьявол иногда является в образе ангела света. То есть он может сымитировать и видение нетварного света. Перечисленные четыре стороны одной и той же цели христианской жизни: обожение, боговидение, богопознание и исихазм — достижимы не только для монашествующих. В определенной степени они могут и должны быть достигнуты и мирянами, как должно быть достигнуто ими спасение души. Ведь цель христианской жизни единственная: спасение души, — и она предполагает собой также обожение, боговидение, богопознание и исихазм. О доступности последних для мирян пишет прп. Симеон Новый Богослов в его катихизическом слове “О вере. И учение против тех, кто говорит, что в миру невозможно достичь совершенства в добродетелях, с предисловием.” В этих отрывках прп. Симеон рассказывает о мистическом опыте некоего юноши по имени Георгий. Очевидно, что этот юноша и есть сам прп. Симеон, которого так звали до пострижения в монашество. Тогда он находился под руководством своего старца Симеона Благоговейного и жил в миру. Не неся особых подвигов, но имея лишь великое смирение и любовь ко Господу, он сподобился видения Божественного света. Сергей Говорун
|
|
|