Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
СЛОВО ПРО АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА“Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крыл невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил”.
Тропарь, глас 4
Архангел Михаил - один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же, собственно, состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка "архи" к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил - на еврейском значит "кто, как Бог". Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8,16,9,21; Лук.1,19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: "Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов.12,15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является Архангел Михаил. Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Он поставлен Богом над девятью Ангельскими чинами, как верный Служитель. Отсюда его церковное именование "архистратиг", т.е. старший воин, вождь. Так Архангел Михаил низринул с неба возгордившегося денницу (сатану) с другими падшими ангелами. Михаил спасает Авраама (а также трех отроков) из огненной печи, выводит Лота из обреченного Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Михаил был в единоборстве с Иаковом. Он явился Валааму, пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе. В книге Откровения Иоанна Богослова Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною". Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле, как о противнике диавола (Нав.5,13; Дан. 10;12,1; Иуд. 9; Откр.12,7-9; Лк.10,18). В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33,9, 14, 26-28; 4 Цар.19,35). Защита городов русских Пресвятой Девой всегда осуществлялась Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Имело место чудо Архистратига Михаила в Хонех (XVIII в.) и в Чудовом монастыре Москвы и многие др. чудеса и помощь Небесного заступника. Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла и супостатов. На иконах его изображают в воинских доспехах с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник Собора (т.е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8/21 ноября. По материалам prilutsk@mail.ru
|
|
|