Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Іконопис
ФЕДОРОВСКАЯ (КОСТРОМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
По древнему преданию Федоровская икона Божией Матери, была написана св. ап. и евангелистом Лукой. В последние века она находится в Успенском соборе г. Костромы (Россия). Первоначально икона была обретена св. кн. Георгием Всеволодовичем в часовне близ Городца (познее — Нижегородской губернии). И находилась в Городецком Федоровском монастыре, названном по имени Городца, в храме во имя св. Федора Стратилата. При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен, жители его перед этим бежали, а икону не успели взять с собой. Но она сама явилась в 1239 году Костромскому князю Василию Григорьевичу (младший брат св. Александра Невского) в лесу, на сосне, во время охоты. Оказалось, что икона скрылась из Городца, и жителям Костромы виделось, как пред явлением князю, нес ее по городу человек в богатой одежде, очень схожий со св.вмч. Федором Стратилатом, как он изображается на иконах. Икона была благоговейно перенесена в храм св. Федора Стратилата в Костроме, от чего получила название Федоровской. На месте явления иконы, на берегу р. Запрудни, основан Запрудненский монастырь во имя Нерукотворенного Образа Господня. Раньше туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход в память явления св. образа.
В 1239 году икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Великий князь Ярослав Всеволодович благословил чудотворным образом своего сына - благоверного князя Александра Невского на брак с дочкой полоцкого князя Брячислава, Параскевой. В связи с этим на обратной стороне иконы была изображена св.мч. Параскева Пятница. Затем она стала молельным образом св. благоверного князя Александра и находилась при нем во всех походах. После его смерти в 1262 году младший брат князя Василий вернул чудотворный образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Федоровскую и враги были поражены необыкновенным сиянием от нее, пожигавшим подобно огню полчища их, так что они обратились в бегство. Спустя некоторое время соборная церковь, где находилась икона, сгорела, и некоторые из жителей видели икону, стоящую на воздухе над пламенем пожара. Все пали на землю, со слезами прося, чтобы Царица Небесная не оставила их без Своего покрова, и икона спустилась на землю и стала среди площади. В скором времени построена была новая каменная церковь вместо сгоревшей.
Явление Федоровской иконы празднуется 16-го августа по ср.ст. (29 августа, н.ст.), 14 марта (27 марта, н.ст.) празднование ее установлено в память избрания в 1613 году на царство предка царствавшего Дома Романовых, Михаила Федоровича. Известно, что когда приглашали его на Российский престол и он не решался было дать свое согласие, потрясенный самозванцами и поляками, то архиепископ, взяв в руки эту икону, сказал ему с матерью: “Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех Богоматери, но преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога”. И когда, наконец, было дано согласие, то мать его, старица Марфа Ивановна, подвела его к чудотворному образу и, пав на колени, со слезами сказала: “Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству”. Избранный царь немедленно был возведен на престол в 1613 году, 14 марта. Икона была богато украшена дарами царя Михаила Федоровича и матери его Марфы Ивановны. В Москве в церкви Рождества Богородицы, что “на сенях”, в Кремлевском дворце находилась весьма чтимая икона Федоровская — список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Успенском костромском монастыре, принесенный в Москву из Костромы матерью царя Михаила Федоровича Марфой Ивановной. В Сызрани, в Вознесенском мужском монастыре есть чудотворная Федоровская икона. Она явилась в 1713 году пастухам при верховье источника, находящегося ниже пригорода Кашпира Сызранского уезда, Симбирской губернии. Икона с крестным ходом сначала перенесена была в Кашпир, а потом, по желанию жителей Сызрани, в их город, в монастырский храм. Поставленная в монастыре, ознаменовала себя многими чудесами. Кроме того, известны и другие свято чтимые списки с чудотворной Федоровской иконы Богоматери: в Нижнем Новгороде в церкви св. митроп. Алексия; в Федоровском монастыре Балахнинского уезда, Нижегородской губернии; в Казани в Троицкой церкви, поставлена там свт. Гермогеном Казанским; в Моршанске, Тамбовской губернии, в церкви во имя Федоровской иконы Богоматери; в Ярославле в храме во имя Федоровской иконы, созданном во 2-й пол. XVII века, а также во многих других местах. В Москве, кроме списка в Рождественской придворной церкви, находился еще и другой, очень древний и точный, список с Костромской иконы — в храме, посвященном Ее имени на Малой Алексеевской улице (что в Рогожской), выстроенном по усердию прихожан в 1748 году.
Подготовил Олег Степанов
|
|
|