О ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ
ДОБРА И ЗЛА
Человек как
физическое тело подвластен физическим законам природы, например, закону тяготения. Как
биологический организм он не может нарушить биологические законы, как не могут их нарушить животные: он должен родиться, расти, состариться и умереть. Он должен дышать, и есть пищу. Но есть закон, который присущ только
человеческой природе. Он не распространяется ни на животных, ни тем более на неорганический мир: принято называть его "естественным", потому что этому закону не надо учить, каждый человек знает его инстинктивно.
Это закон различения добра и зла. Не будем говорить о людях заведомо "нравственных" и "добрых"'- в абсолютном выражении таких людей просто нет. Напротив, представим себе человека, утверждающего, что он не верит в добро и зло. Он легко оправдает безнравственный поступок, совершенный им по отношению к вам, - но только попробуйте так же поступить по отношению к нему! Вы тотчас услышите возмущенные сетования в духе "это несправедливо" или даже "подло". Но если человек все-таки видит различие между "справедливым" и "несправедливым", значит, он знает естественный закон так же хорошо, как и тот, кто верит в добро и зло. Очень трудно бывает занять объективную позицию при оценке своих и чужих поступков. Мы всегда склонны искать себе оправданий: мы без особых оснований наказали ребенка, потому что страшно устали; мы работаем в сфере сомнительного бизнеса, потому что нужно кормить семью; наше раздражение по отношению к жене/мужу вполне оправдывается их болтливостью, или невнимательностью по отношению к нам (опять-таки к нам!), или нежеланием разделить наши увлечения (например, пристрастие к рыбной ловле). Почему мы ищем оправданий для своего не вполне порядочного поведения? Не потому ли, что мы чувствуем глубокий дискомфорт, нарушая закон нравственности - и тогда пытаемся переложить ответственность на кого-то другого (или на что-то другое).
Что же касается нашего хорошего поведения, то здесь мы не ссылаемся на внешние причины - мы ставим его в заслугу себе.Есть еще одна парадоксальная сторона нравственных поступков: нередко мы совершаем их вопреки здравому смыслу и голосу разума. Вот простой пример: вы бросились в холодную горную реку, чтобы спасти тонущего ребенка. Разумно ли это? Да ведь вы простудитесь, да ведь и самому утонуть недолго - вода бурная...Что движет вами в этом случае? Голос совести, голос закона нравственности. Голос разума при этом не молчит, он может быть слышен достаточно громко, ведь никому не хочется рисковать своей жизнью, - но весь вопрос в том, какое решение мы в результате примем.Всегда и везде представления о нравственности исходят из понимания добра и зла. Тем не менее, когда мы размышляем на эту тему, нам приходит в голову мысль, что мораль одного народа лучше (или хуже) морали другого. Так, мы предпочитаем мораль цивилизованного общества морали дикарей, или христианскую мораль морали фашизма. При таком сравнении неизбежно используется некий стандарт - истинная мораль, истинная справедливость, которая существует независимо от людских мнений. Конечно, иногда люди ошибаются в определении добра и зла, как ошибаются при сложении чисел. Но сами по себе эти два понятия не больше зависят от вкусов и взглядов, чем таблица умножения.
Итак, (1) естественны и закон существует; (2) мы постоянно нарушаем его. Законы природы нарушить нельзя: если камень уронить, он всегда будет падать, подчиняясь закону тяготения. Закон же нравственности говорит, что люди ДОЛЖНЫ делать и чего не должны. Иными словами, кроме простых фактов ("камень падает") поступки людей сопровождает какая-то сила, стоящая над фактами, - она-то и позволяет оценивать поступок как "порядочный". Не нужно думать, что поведение, которое я оцениваю как "плохое", вредит мне. Напротив, оно может приносить мне известную пользу: так, работая на сомнительного политика, или торговца наркотиками я могу заработать неплохие деньги. Так почему же это плохо? С каких позиций мы предлагаем оценивать человеческое поведение?
Приходит мысль о какой-то иной реальности, о том, что над нами царит некий закон, который никто из нас не составлял и который, тем не менее, воздействует на каждого из нас; есть сила, которая стоит за ним, которая вложила этот закон в нас. Наша внутренняя информация свидетельствует об этом. Мы делаем вывод, что за видимой Вселенной пребывает Существо, горячо заинтересованное в правильном поведении людей, в бескорыстии, храбрости, честности и правдивости. Но вместе с тем мы не в силах исполнить нравственный закон во всей полноте. Любой человек знает за собой нечто плохое и нуждается в прощении. И вот здесь Христианство обретает Великий Смысл. Невыполнимые для нас требования закона нравственности были выполнены ЗА НАС. Бог стал человеком, чтобы спасти людей от Божьего осуждения. Вот почему Христианство - источник несказанного утешения.
По материалам книги
Клайва С. Льюиса "Просто христианство",
составила И. Белецкая
|
|