Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 11

№ 12

№ 13


 

ИСТОРИЯ ПАСХИ

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрене так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии. Их душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

Воскресение Христа - это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.

“Если бы Христос не воскрес, - говорит апостол Павел, - то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша.” Но Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество! Глубочайший смысл Воскресения Христова - в вечной жизни, которую Он даровал всем Своим последователям.

И вот уже 2000 лет Его последователи неколебимо верят не только в то, что Христос воскрес, но и в свое грядущее воскресение для вечной жизни.

Праздновать Пасху - это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его - дар воскресения и любви.

Праздновать Пасху - это значит стать новым человеком.

Из проповеди архим. Иоанна (Крестьянкина)

 

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С. Пушкин)

Пасха - праздник Светлого Христова воскресения. Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта под водительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово "пасха" по-древнееврейски означает "исход", "избавление".

Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. Во II веке время и чин праздника устанавливается в Христианской Церкви. И только к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год.

Прийдя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название Велик день. Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей...

После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть. Об этом говорят последние дни Страстной недели:

Великий Четверг - духовное очищение, принятие таинства;

Страстная Пятница - страдания Иисуса Христа; погребение Его Тела;

Великая Суббота - день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец, - Светлое Воскресение Христово.

У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели.

В Великий Четверг, который в на-родных традициях называют"чистым", каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять Таинство. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой - купанием в проруби, реке, озере. В этот же день красили яйца к Пасхальному столу.

Яйцо в мировоззрении древних народов еще задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей природы. В христианстве яйцо приобрело новое значение.

Обычай красить яйца связывают с св. Марией Магдалиной, которая, проповедовав о Воскресении Иисуса Христа перед императором Тиберием подала ему яйцо с возгласом "Христос Воскрес!". Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым.

Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их.

Весь народ торжественно готовился к Святому дню. Много добрых обычаев было к нему приурочено. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Так, на Руси было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков.

За матеріалами Православної Інтернет-періодики.
    
  
№ 12
травень 2002 року

Зміст номера:

Через піст до Пасхи

История Пасхи

Чому Церква освячує пасочки, калачі та крашанки?

Відносно дати Свята Пасхи

Пасха – путь из ада

Чудо Небесного вогню!

„Прослав Ім'я Твоє, Христе Боже!"

Із днем святих жон-мироносиць вас!

Жены - мироносицы

Храм Гроба Господня

Иерусалим – Киев. Два города – один путь. Часть первая: Иерусалим

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 


 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz