Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 11

№ 12

№ 13


 

ИЕРУСАЛИМ – КИЕВ
ДВА ГОРОДА – ОДИН ПУТЬ

Часть первая: Иерусалим

Иерусалим, Иерушалем или Город Давида, Город мира, Град Божий, Верная столица, – как не называют этот святой град. Он известен во всем мире, знали о нем и с древних времен в Киевской Руси. Много раз его хотели сделать столицей или центром мира, т.к. для нескольких религий он свят, благодаря сонму святых мест, Святынь, храмов, множества совершенных в нем чудес… Нередко можно услышать о нем как о городе трех религий: Иудаизма, Христианства и Ислама, паломники, которых постоянно во множестве приезжают сюда.

Но не все так гладко, богато, мирно и свято было в прошлом, а тем более, сегодня в нем. За свою более чем 3000-летнюю историю, Иерусалим претерпел и пережил множество войн, разрушений, перемен власти (а с ней и религий или их течений), разделений… Вот лишь главные вехи его истории и духовного пути:

Ханаанский период (около 3200 г. до Р.Х.) появляются первые поселения на месте Иерусалима. К этому времени относятся и первые упоминания в египетских источниках о нем как о Рушалимуме, Урусалиме, как о ханаанском городе-государстве.

XII в. до Р.Х. – время царствования Малки-Цедека (Мелхиседека) в Иерусалиме. Иисус Навин (Иехошуа бин-Нун) наносит поражение коалиции аморрейских царей, во главе с иерусалимским царем Адони-Цедеком. Разрушение Иерусалима воинами из колена Иехуды. В городе поселяются иевуситы.

Период Первого храма (1004-586 гг. до Р.Х.): 1004 г. – Иерусалим завоевывает царь Давид и объединяет под своим началом израильские племена (Через ~ 2000 лет, на Руси в Киеве произошло почти подобное – после прихода на княжество – св. кн. Владимира). Была перенесена из Кирьят-Иеарима главная святыня евреев - Ковчег Завета. Город превращен в административно-духовный центр евреев и (население около 2000 жит.).

X в. до Р.Х. – Исполнение обещания, данное Давидом Богу взялся его сын царь Соломон (Шломо). Он возводит главное святилище - Храм Божий на холме Мория к северу от города (Подобное событие повторилось в Киеве, – когда кн. Ярослав заканчивает строительство собора Премудрости Божией, начало которого положил его отец св.кн. Владимир).

928 г. до Р.Х. – Распад еврейского царства после смерти царя Соломона: на севере возникает Израильское государство, на юге – Иудейское царство. Иерусалим остается столицей Иудейского царства.

722 г. до Р.Х. – Захват Израильского царства Ассирией. Поток беженцев с севера устремился в Иерусалим…

615г. до Р.Х. – Ассирийская империя рушится… Попытка иудейского царя Иошияху объединить все земли Израиля.

597 г. – Захват Иерусалима царем вавилонским Навуходоносором. Пленение 10000 жителей города вместе с царем Иехояхином (население около 20000 жит.). 586 г. до Р.Х. – Разрушение Иерусалима и Первого храма Навуходоносором. Значительная часть населения Иудеи вместе с царем Цидкияху уведена в плен. Иерусалим оставался в руинах около 60 лет.

Период Второго храма (538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.): 538 г. – Персидский царь Кир, после разгрома Вавилона, издает декрет разрешающий еврейским изгнанникам вернуться на родину и восстановить Храм и город.

516 г. до Р.Х. – Завершение строительства Второго храма, но город был еще разрушенным и мало населенным (население около 5000 жит.).

Эллинистический период: 332 г. до Р.Х. – Переход Иудеи без сопротивления под власть Александра Македонского, не запрещавшему следовать “Законам отцов”. После смерти Александра (323 г.) – город переходит из рук в руки и неоднократно разрушается.

323 г. – Переход Иерусалима под правление правителя Египта Птоломея I Сотера. Стабилизация власти Птолемеев принесла процветание Иудее и получила широкую автономию во главе с советом старейшин и первосвященником.

198 г. – Захват города Селевкидами.

167 г. – Антиеврейские законы царя Антиоха IV Эпифана. Засилье веры, процветание языческих культов. Храм превращен в святилище Зевса Олимпийского, с культом Диониса… Многие жители покидают город. Начало восстания против притеснения и язычества во главе со священников из рода Хасмонеев Иехудой Макковеем.

164 г. – Освобождение св. града повстанцами Маккавея. Овладение Храмовой горой и восстановление жертвоприношений в Храме.

164-63 гг. до Р.Х. – Иерусалим столица царства династии Хасмонеев (население около 25000 жит.). Развитие города, строительство, ремесленничество. С юга и востока Иерусалим обнесли новой стеной. Нападение римлян…

Период римского правления (63 г. до Р.Х. – 326 г по Р.Х.): 63 г. до Р.Х. – Римская армия во главе с Помпеем входит в Иерусалим. Превращение Иудеи в римский протекторат. 37 г. – 4 гг. до Р.Х. – царствование Ирода I (население около 35000 жит.). Расширение и укрепление города. Перестроена крепость, новые укрепления с башнями, укрепление и строительство новых стен и кварталов города, дворцов, бассейнов и садов. Реконструирован комплекс Храма и значительно увеличена его ширина и высота, укреплена гора Мориа. Лучшее обеспечение водой города.

I в. по Р.Х. – Явление Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Служение, мучение, распятие, смерть, Воскресение и вознесение Спасителя мира. Появление первых христиан, основание Кафолической Церкви Христовой и поместной Иерусалимской Церкви. 6 – 66 гг. - Правление римских прокураторов. Гонение на христиан. 66 г – Начало восстания против римлян (население около 50000 жит.). 70 г. – После 5-ти месячной осады взятие и разрушение Иерусалима и Храма римскими войсками под командованием Тита. Множество жителей было убито. 132 г. – Строительство римской колонии Элия Капитолина на руинах Иерусалима по приказу имп. Андриана. На месте храма построили языческое капище – храм Трикамерон.

132-135 гг. – По причине осквернения св. горы вспыхнуло восстание Бар-Кохбы. Овладение городом. Построен временный храм и возобновлены жертвоприношения. Но летом 135 г. римляне вновь овладели городом. Построение нескольких капищ, терм, 2 форума, 4 триумфальные арки. Иерусалим превратился в провинцию. II-III вв. здесь существовала христианская община и куда часто прибывали паломники. Еврейским паломникам разрешалось временно посещать город, но не жить. 313 г. – Император Константин Великий провозглашает Христианство государственной религией на всем пространстве Римской империи. Прекращение гонений. Евреи могли поклоняться и оплакивать храмовую гору (превращенная в городскую свалку), только раз в году 9 числа месяца ав.

Византийский период (326-638 гг.): 326 г. – Паломничество св. царицы Елены в Иерусалим. Обретение Святынь (Креста, Гроба и др.) и превращение города в христианский центр паломничества (население около 50000 жит.).

335 г. - Строительство Храма Гроба Господня на местах мучений, смерти, погребения и воскресения Спасителя. Попытка восстановить Храм Соломона имп. Юлианом Отступником помешали землетрясение и его гибель. Евреи с 438 г. вновь могли жить в Иерусалиме. 614-629 гг. – Осада и захват Иерусалима персами под руководством Хосрова II. Все это сопровождалось кровавой резней и разрушением христианских святынь. Патриарх был уведен в плен. Евреи поддерживали персов… 629 г. - Возвращение Иерусалима под власть Византийской империи во главе с императором Ираклием. Евреи были изгнаны из города.

Арабский период (638-1099 гг.): 638 г. – После 2-х летней осады захват Иерусалима арабами под предводительством халифа Омару ибн аль-Хаттаба. Исламское правление (население около 20000 жит.). На Храмовой горе по приказу Омара устроена временная мечеть. Евреям разрешено проживать в городе, посещать святыни и молиться в синагоге у св. горы. Некоторые из них принимают Ислам. Попытка сделать из города религиозно-административный центр. 691 г. – Завершение строительства мечети Купол скалы (Куббат ас-Сахра) на Храмовой горе, на надуманном месте “вознесения” “пророка” Мухаммада на небо. Позднее строятся резиденция халифа мечеть Аль-Акса, и дворец. Позднее резиденция халифоф перенесена в Рамлу, и Иерусалим потерял административное назначение… Множество столкновений между евреями, мусульманами и христианами. В 800 г. халиф Харун ар-Рашид передал христианские святыни под покровительство Римской империи Карла Великого, что дало возможность строительства монастырей, домов для паломников и др. Влияние египетских монархов. В 966 г. евреи и мусульмане учинили антихристианские погромы, сожгли Храм Гроба Господня и др. церкви и убили иерусалимского патриарха, а потом сожгли его останки. Появление разных течений в иудаизме – караимов и др.

969 г. – Завоевание Иерусалима Фатимидами северо-африканской династией шиитов. Позднее церкви и синагоги разрушены. Но христианские общины оставались в городе.

1009 г. – Разрушение христианских храмов и синагог города по приказу халифа Аль-Хакима.

1071 г. – Захват Иерусалима сельджуками и присоединение к империи султанов Ирака и Персии.

Период правления крестоносцами (1099-1291 гг.): 1099 г. – После 9-ти дневной осады - захват Иерусалима крестоносцами (Население около 25000 жит.). Массовое убийство нехристианского населения… Смута, экономический упадок, малолюдно. Позднее строительство дворцов, монастырей, гостиниц. Увеличилось число жителей, множество паломников. Мусульманам и евреям в городе жить запрещалось. Главные мечети на Храмовой горе стали христианскими храмами – Господа и Соломона и т.д.

1149 г. – Освящение нового здания Храма Гроба Господня.

1187 г. - Завоевание Иерусалима Салах ад-Дином. Западным христианам было запрещено проживать в городе. Христианские церкви превращены в мечети. Евреи вновь могли жить в городе.

1229-1244 гг. – Второй период правления крестоносцев.

1244 гг. – Захват Иерусалима хорезмийцами. Убийство христиан, разорение Храма Гроба Господня, пострадали и евреи.

Мамлюкский период (1260-1517 гг.): 1260 г. – Вторжение татаро-монголов в Иерусалим. Захват города мамлюками (население около 12000 жит.). Город превратился в центр мусульманского богословия, прибытие множества паломников. Строительство медресе, мечетей и т.д. Притеснение и гонение христиан. Разрушение христианских и еврейских святынь.

1267 г. – Восстановление еврейской общины Иерусалима Рамбаном.

Оттоманский период (1517-1917 гг.): 1517 г. – Завоевание Иерусалима турками-османами (население от 10800 – 75000 жит.).

1536-1541 гг. - Возведение крепостных стен с 6-ю воротами вокруг Иерусалима. Восстановлено и улучшено водоснабжение. Греческая Православная церковь имела своего патриарха и владела всеми христианскими святынями города. Францисканцы покровительствовали европейским паломникам. Приезд в Иерусалим большой группы ашкеназских евреев во главе с Иехудой Хасидом. Увеличение еврейского населения и представителей др. народов.

1831-1840 гг. – Правление египтян в Иерусалиме.

Период британского мандата (1917-1948 гг.): 1917 г. – Вступление в Иерусалим британских войск под командованием генерала Алленби. (население около 62600 жит.). Позднее учреждение городского и религиозных советов. Строительство жилых кварталов общественных и культурных учреждений.

1920,1929 гг. – Антиеврейские беспорядки в связи с конфликтом между арабами и евреями. 1936 –1939 гг. – Арабское восстание.

29.01.1947 г. – Принятие резолюции ООН о разделе Палестины. (Население около 165000 жит.). Иерусалим – столица государства Израиль. 15.05.1948 г. – Провозглашение государства Израиль. Начало войны за независимость.

30.11.1948 г. – Раздел Иерусалима между Израилем и Иорданией.

13.12.1949 г. - Западный Иерусалим провозглашен столицей государства Израиль. 5.06.1967 г. - Начало Шестидневной войны (Население около 250000 жит.).

1967-1995 гг. - Расширение муниципальных границ. Строительство новых кварталов и интенсивное развитие объединенного Иерусалима (население от 410000 – свыше 561000 жит.).

1995-2002 гг. - К сожалению, в современное время за владение Иерусалимом продолжаются войны между Палестиной и Израилем и все попытки заключить мир, были кратковременны... Терракты палистинцев и оккупация израильтянами палестинских городов… Мир и война – вот резкий контраст современного Иерусалима.

Несмотря на войны и между усобицы, в древний Иерусалим регулярно пребывает множество паломников со всех стран мира, чтобы поклонится Гробу Господню и пройтись шаг за шагом по следам земной жизни Спасителя. Здесь Господь вошел в реку Иордан и был крещен Иоанном Предтечей, здесь Он учил в синагогах и Храме, призвав учеников, здесь, вошел на осле через Золотые ворота, при ликовании народа. Здесь Спаситель молился, учил, исцелял, воскрешал умерших. Здесь Он установил Таинство Евхаристии, здесь Его предали и взяли под стражу, судили, бичевали, а потом распяли на кресте. Здесь все говорит об этом: каждый камень, каждая пылинка свидетельствует о Великих событиях. Здесь Он искупил род людской и испустил Дух Свой; был погребен в гробе, здесь Господь воскрес на третий день, явившись женам мироносицам и Своим ученикам, уча и наставляя их и вознесся к Отцу. Как не благоговеть перед этим освященном градом, где разносилась проповедь свв. Апостолов и где пролилось столько христианской крови… Где Церковь получила свое рождение и Святой Дух снизошел на Свв. Апостолов. Как не здесь можно поклонится гробу Богоматери вознесенной Сыном и Господом на небо. Здесь пересеклось столько событий мировой истории перевернувших Вселенную. Иерусалим, Иерусалим, приютивший столько людей разных народов и религий. Евреи, греки, копты, армяне, сирийцы, арабы, русские и все живут и славят Бога. Иудеи разных направлений, православные христиане, католики разных орденов, протестанты разных течений, мусульмане и все уживаются в одном городе. Особенно много их собирается в Храме Гроба Господня... Многолюдно здесь всегда, но накануне Пасхи Христовой в Великую субботу, здесь не пройти… Сюда собираются люди со всего мира чтобы увидеть снисхождения Благодатного огня, чудесного дара Божьего, говорящего о вечном благословении св.града Иерусалима являющегося земным прообразом Иерусалима Небесного.

(Далі буде)

Cтепанов Олег,
магистр архитектуры.
    
  
№ 12
травень 2002 року

Зміст номера:

Через піст до Пасхи

История Пасхи

Чому Церква освячує пасочки, калачі та крашанки?

Відносно дати Свята Пасхи

Пасха – путь из ада

Чудо Небесного вогню!

„Прослав Ім'я Твоє, Христе Боже!"

Із днем святих жон-мироносиць вас!

Жены - мироносицы

Храм Гроба Господня

Иерусалим – Киев. Два города – один путь. Часть первая: Иерусалим

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 


 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz