Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 10

№ 11

№ 12


 

ТАИННИК ПОКАЯНИЯ

Преизряднейший таинник покаяния, так Святая Церковь достойно ублажает творца "Великого канона" пастыря Критской Церкви св. Андрея, собрав в этом каноне вместе события ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешной. Из Священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению. Вот почему и по всей справедливости бессмертному творению Критского пастыря дано название "Канон покаянный" или "умилительный".

В нем предлагаются множество различных образцов жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя от них, - так же и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию. Пред взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силою отразились значение и сила греха, а также и достоинство жизни праведной; вся Священная история в главнейших представителях благочестия и нечестия, обращения к Богу и нераскаянности во грехе. Помимо этого он указывает на живой пример самого крайнего падения и восстания в лице св. Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства. Великий канон читается по частям на Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверток первой седмицы Великаго поста и потом полностью на утрени в четверг пятой седмицы.

По своему внешнему составу Великий канон св. Андрея Критского во всем, исключая его обширность, сходен с др., но имеет и особенность, что заключает в себе 9 песней и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Сначала он имел только 210 тропарей, но со временем признательная Церковь присоединила к канону еще 40 в честь его составителя и в память прп. Марии Египетской. Заслуживая наименование "Великого" по своему содержанию, высоте мыслей и силе выражения, канон св. Андрея называется также Великим и по своей обширности (все др. подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немного более).

Родиной св. Андрея Критского был древний г. Дамаск. Время его рождения около пол. VII в., именно незадолго до покорения Дамаска мусульманами в 633 г., в царствование Византийского имп. Константина Погоната. Андрей был сын благочестивых родителей и оставался немым до семи лет. Чудодейственная сила святого причащения Тела и Крови Христовой разверзли уста отрока Андрея, будущего проповедника покаяния. Благочестивый с детства, св. Андрей после чудесного исцеления всей душой предался изучению отечественных написаний. Начитанный в Священном Писании и святоотеческих творениях, он очень рано почувствовал в себе склонность к иночеству. Уже на четырнадцатом году он оставил мир и удалился в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освященного. Здесь Андрей проводил строго подвижническую жизнь, исполняя все высокие обеты иночества. Со временем св. Андрей занял должность нотария (письмоводителя) Палестинского монастыря. В то время Иерусалимский патриарший престол занимал св. Софроний, под руководством которого он духовно возростал.

Но во время управления св. Софрония патриархатом Иерусалим был завоеван мусульманами. После блаженной кончины свт. Софрония правитель патриархии (патриарха тогда, по причине притеснения от магометан, не было) Феодор, зная подвижническую жизнь инока Андрея, возложил на него должность синкелла (секретаря). Вместе с великими печалями и невзгодами, которые испытывала в это время Церковь от врагов внешних - мусульман, не меньшие напасти приходилось ей переносить от врага внутреннего - ереси монофелитов. Ею заражены были народ, духовенство, но даже и сам Константинопольский патриарх Сергий. Для умиротворения волнений, произведенных во Вселенской Церкви монофелитами, потребовалось созвание Вселенского собора. На соборе Андрей показал свое знание, премудрость и в православных св. догматах искусстность, но и ревность по благочестию. Обнаружив столь славную деятельность на VI Вселенском соборе (в 680 г.), признавшем в Господе Иисусе Христе соответственно двум естествам (божественному и человеческому) как и две воли, св. Андрей возвратился в Иерусалим, чтобы, у гроба Господня, окончить и свои иноческие подвиги. Он по-прежнему подвизаясь в посте и молитве, с большей ревностию изучая слово Божие и творения св. отцов. Святая жизнь и подвиги иерусалимского подвижника, слава его как борца с еретиками, редкое красноречие и горячая любовь к составлению церковных песнопений, получивших всеобщую известность, - были причиной того, что Константинопольский патриарх снова вызвал его в Царьград. Где иерусалимский подвижник инок Андрей вскоре был посвящен в сан диакона великой Софийской церкви с поручением ему патриархом новой должности "сиропитателя". Как нельзя более по душе пришлась смиренному подвижнику новая должность, в которой он поистине являлся "всем для всех", обнимая всех своею благопопечительною любовию. Отец угнетаемых, заступник вдов и сирот, кормитель голодных и врачеватель больных, Великий подвижник и деятель христианского милосердия, искусный творец церковных поучений и песнопений, муж высокого духовного просвещения и благочестия, деятельный Иерусалимит - диакон Андрей вскоре был замечен представителями Церкви Константинопольской, которая единогласно избрала его на архиепископскую кафедру древнехристианского о. Крита.

Общее и единогласное избрание Константинопольской церкви утверждено было имп. Юстинианом II. Слава прежней подвижнической жизни в Иерусалиме освящала св. Андрея своими лучами и на епископской кафедре Крита. При том он являлся пред лицом своей паствы во всеоружии духовных дарований. Святой пастырь своими трудами, поучениями и священными песнопениями, изливавшими истинную мудрость изобильно питал души пасомых, наставляя их в истинах веры и благочестия. Богомудрый Андрей тщательно охранял свою паству от все еще продолжавшей гнездиться в недрах Церкви монофелитской ереси. Св. пастырь Критской Церкви являлся для нее заступником перед Богом в годину тяжких испытаний, которым она подвергалась от врагов внешних. На о.Крит, напали сарацины "и град Друмеос нарицаемый, в нем же христиане с пастырем своим св. Андреем затворившася, крепко воеваше, ничтоже уснеша и со стыдом бежаша, не оружием гонимы, но сильнейшими паче всякого оружия святителевыми молитвами, яже со слезами к Богу пролия, и теми якоже стрелами врагов уязви; много бо можаху того молитвами, теми и дождь во время бездождия и суши сведеся и напои Критскую землю и плодоносием угобзи оную". Доблестный пастырь Критский, столь много потрудившийся на благо Церкви Христовой, скончался в 712 г. Незадолго до своей блаженной кончины Критский пастырь по нуждам Церкви путешествовал в Константинополь, на обратном пути откуда, неподалеку от о.Митилены, он и восприял блаженную свою кончину. Память св. Андрея Критского Церковью совершается по Минее 4-го июля, а по Триоди Постной - вместе с Великим каноном.

    
  
№ 11
квітень 2002 року

Зміст номера:

Благовіщення Пресвятої Богородиці

Чому нам потрібно поститися?

Пост - время покаяния

Хресний шлях Христовий

Любов завжди на хресті, бо у ній - Воскресіння

Образ Христа. Іконографична типологія

Давньоруський храм. Cтиль і символіка

Таинник покаяния

Одяг віри і спасіння

Поминання спочилих

Константин Кинчев: "У меня один Учитель - Иисус Христос"

Открыта памятная доска к 100-летию со дня рождения прот. Алексея Глаголева

Cвяткування 5-и річчя парафії Різдва Христового

Настанови святих отців

К Тебе, Спаситель, обращаюсь

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 


 
 

 

На початок сторінки

каско киев
Hosted by uCoz