Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Із світової скарбнички
Пост - время покаянияЛуч солнечный, проникнувший чрез скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает и тончащая пыль, носящаяся в воздухе: подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи. Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения. Как, за неимением воды, изглаждают буквы и другими способами, так и души, лишенные слез, очищают и заглаждают грехи свои печалью, воздыханием и многим сетованием. Как свежая рана скоро излечивается, так напротив многовременные душевные язвы неудобно врачуются, хотя и могут исцелиться. Как похоронившему отца своего стыдно, тотчас по возвращении с похорон, идти на брак, так и плачущим о грехах своих неприлично искать в настоящем веке покоя или чести и славы от людей. Как жилища граждан отличны от жилищ осужденных преступников, так и образ жизни плачущих о грехах своих должен быть совершенно отличен от образа жизни неповинных.” Св. Иоанн Лествечник
“Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития: душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник есть тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть тот, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления, и сердце свое от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, xpиcтиaнине, пост душевный. Полезен нам пост телесный, который служит нам для умерщвления страстей; но пост душевный неотменно нужен также, как и телесный пост... Многие постятся телом, но не постятся душою; многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов, и какая им от того польза? Многие постятся через день и два, и более, но от гнева, злопамятности и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от того польза? Суть такие, который часто не касаются руками снедей, но те простирают на мздоимство, хищение и грабление чужого добра, и какая им от того польза? Истинный и прямой пост есть воздержание от всякаго зла. Если хочешь, христианине, чтобы тебе пост полезен был: то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Если налагаешь пост чреву твоему: наложи злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от зломислия; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. “Уклонися от зла, и сотвори благо” (Пс. 33:15; 1Петр. 3:11). Это есть христианский пост, какого Бог наш от нас требует. Покайся, и, воздерживай себя от всякого злого слова, дела и помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда пред Богом постится. “Вот вы для осуждения и сварливости поститеся, и 6ъeте дерзкою рукою смиренного: вы не поститеся Мне, в это время, чтобы голос ваш был услышан на высоте? Такого ли поста Я избрал, день, в который смирит человек душу свою, когда гнет свою шею как серп, и рубище и пепел постилает, это ли назовешь постом приятным Господу? Не такого поста Я избрал, говорит Господь, но разруши всякий союз неправды, развяжи узы ярма и отпусти угнетенных на свободу, и всякое писание неправедное раздери. Раздели с алчущими хлеб твой, и нищих скитающихся введи в дом твой; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда разверзется рано, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возсияет: и пойдет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тебя. Тогда воззовешь, и Бог услышит тебя, и еще скажет тебе: “вот Я пришел”. Когда удалишь от себя ярмо, и перестанешь подымать перст, и роптать, и дашь алчущему хлеб от души твоей, и душу смиренную насытишь, тогда вoзcияeт во тьме свет твой, и тьма твоя будет как полдень, и будет Господь вождем твоим всегда...” (Ис. 58: 4-10). Свт. Тихон Задонский, еп. Воронежский.
- Пост приводит к вратам рая, а милостыня отверзает их. - Начало спасения - это есть осуждение самого себя. - Кто осуждает себя, того Бог не осудит. - Грех, соделанный тобою, не скрой от духовного отца твоего.
підготував Олег Степанов
|
|
|