Іконопис
ОБРАЗ ХРИСТА
Іконографична типологія
В Священном Писании не описывается Спаситель, но образ Христа прошел к нам из века в век, благодаря Священному Апостольскому и святоотеческому Преданию особо ярко воплотившись в св. иконах.
В средние века образ Христа окончательно был принят Церковью таким каким мы видим Его на иконах. Главный документальный источник этому Туринская плащаница, споры о подлинности которой не угасают и в наши дни. В раннехристианское время римляне изображали Спасителя в виде безбородого юноши - доброго Пастыря, позднее в Византии образ Христа открылся во всем величии, как зрелый муж – Господь Вседержитель, в эпоху Ренессанса западные христиане реалистично и обыденно представляли Его образ… Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа и в богословских, и в искусствоведческих исследованиях иконы, традиционно выделяются три основных иконографических типа. Это — “Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа” или “Спас Нерукотворный”, “Господь Вседержитель” или “Пантократор” и “Господь на престоле” (подтип — “Спас в силах”).
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся, чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на “доску негниющю” и помещен над городскими вратами. Когда же один из потомков царя вернулся к язычеству, плат был замурован, Открытый через столетия, Нерукотворный Образ сохранился полностью, причем на внутренней стороне ниши возникло еще одно изображение Лика Спасителя.
Таким образом, в соответствии с Преданием возникают два типа изображения Нерукотворного Спаса: на убрусе (или Убрус) — на плате, и на чрепии (или чрепиё) — на черепице, на камне. В иконографии “Спас Нерукотворный” присутствуют только оглавные изображения. Основной богословский смысл иконы “Спас Нерукотворный” — это воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.
В 944 году Нерукотворенный Образ (Убрус) был перенесен из Едессы в Константинополь. После завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, убрус был утрачен…
Лик Христа на плате в терновом венце (Плат Вероники) появляется в русской иконографии с XVII века и является заимствованием из католической живописи.
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР)
Пантократор (греч. – вседержитель). Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и свитка или книги. Фигура Спасителя имеет в основном поясное изображение, часто встречаются изображения в полный рост и крайне редко — огрудные.
Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как вершитель судеб этого мира, податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские.
Поэтому изображениям Христа Пантократора отводится большое место в храме не только на переносных иконах, но и в стенописи, иконостасе. Очень часто встречается фреска или мозаика с изображением Спаса Вседержителя в центральном куполе храма.
Господь Пантократор (купол Святої Софії)
ГОСПОДЬ НА ПРЕСТОЛЕ. СПАС В СИЛАХ
Царь царей и грозный Судия — таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Икона “Спас в силах” показывает Господа Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, таким, каким Он явится в конце времен. Здесь изображены символы евангелистов, проповедующих Благую Весть во все концы света, ангелы, окружающие Престол Господень и фигура Самого Христа с книгой в руке.
С точки зрения богословской, эта икона непосредственно связана с темой Страшного Суда и грядущего преображения вселенной. Это, своего рода целый богословский трактат в красках, и недаром икона “Спас в силах” является центральной в иконостасе.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ СПАСИТЕЛЯ
Нимб (от лат. облако, туча) — символ святости, сияния Божественного света. Нимб с вписанным крестом (крестчатый нимб) и с буквами по греч. - Сущий изображается только на иконах Спасителя.
Гиматий — верхняя одежда в виде плаща. В иконографии Спасителя гиматий преимущественно синего цвета.
Хитон — нижняя одежда в виде рубахи. В изображениях Христа имеет красный цвет. Красный хитон и синий гиматий символизируют Божественную и человеческую природы Христа. Одежды золотого цвета означают сияние Божественной славы.
Клав — нашивная вертикальная полоса на хитоне — знак патрицианского достоинства. Символ чистоты и совершенства человеческой природы Спасителя.
Книга может быть изображена в виде свитка или в виде кодекса (сброшюрованных листов в переплете). Раскрытая книга содержит цитату из Священного Писания. Книга закрытая символизирует “книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями”. (Откр. 5, 1)
Надпись IС ХС — сокращенное именование Спасителя. Икону надписывают в обязательном порядке. В древности, когда еще не был установлен чин освящения, икона считалась законченной тогда, когда на ней появлялось именование: в духовном смысле это означает соединение имени и образа.
Итак, вновь и вновь мы обращаемся к образу Спасителя и молимся Ему возносясь к Первообразу и увидим Его как Он есть, сердцем нашим, если оно чисто от греха и непорочно, свято и светло.
Степанов Олег,
магістр архітектури
|
|
|
№ 11
квітень 2002 року
Зміст номера:
Благовіщення Пресвятої Богородиці
Чому нам потрібно поститися?
Пост - время покаяния
Хресний шлях Христовий
Любов завжди на хресті, бо у ній - Воскресіння
Образ Христа. Іконографична типологія
Давньоруський храм. Cтиль і символіка
Таинник покаяния
Одяг віри і спасіння
Поминання спочилих
Константин Кинчев: "У меня один Учитель - Иисус Христос"
Открыта памятная доска к 100-летию со дня рождения прот. Алексея Глаголева
Cвяткування 5-и річчя парафії Різдва Христового
Настанови святих отців
К Тебе, Спаситель, обращаюсь
Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.
Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич
Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко
Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua
Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".
Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
|
|
|