Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 6

№ 7

№ 8


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ОСНОВИ ЦЕРКОВНОЇ АРХІТЕКТУРИ

Продовження (початок у ВіК №5, ВіК №6)

РАННИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ

(I-IV вв.)

После разрушения Иерусалимского Храма местами молитвенных собраний первых христиан служили, как правило, тайные комнаты в частных домах, (домовые церкви), катакомбы. Гонения делали невозможным открытое строительство наземных храмов. Лишь начиная с начала IV века, когда христианство стало государственной религией Римской империи, начали строиться храмы Божий.

Во время жестоких гонений 1-111 вв. христиане прятались в пещерах (катакомбах), где устраивали небольшие подземные храмы - крипты и капеллы - для служения литургии, совершения таинств. Такие пещерные храмы хорошо сохранились в Риме.

Интерьер пещерной крипты св.Коликста (около 200 г., Рим).
План римских катакомб.

На краю Рима, около ворот Порта Маджиоре в 1917 г. был открыт подземный храм-базилика, высеченный в толще грунтового туфа в 50-х гг. I века, в правление имп. Клавдия. Еще до окончания строительства она была засыпана, причем на стенах ее сохранились росписи. Эта хорошо сохранившаяся базилика является древнейшим типом христианского храмового зодчества. Храм (12х9 м) внутри имеет два ряда массивных опорных столбов, по 3 столба каждой стороны. Столбы завершались арочным цилиндрическим сводом, высоко поднятым над полом. Впереди - полукруглая алтарная апсида с полукруглым же сводом. Она заканчивала собой пространство среднего нефа, образованное рядами столбов. Перед алтарем возвышается алтарная преграда (зачаточная стадия иконостаса), выступающая вперед к столбам и почти с ними соприкасающаяся. Перед входом в базилику расположено небольшое квадратное помещение (4х4 м), по-видимому, притвор, вверху которого было проделано отверстие - люминарий, - соединявшее подземелье с внешним миром. Это уникальное сооружение является предшественником первых христианских храмов - базилик.

В других подземных храмах в алтарных апсидах высекались седалища для епископов с боковыми сидениями для пресвитеров.

Одновременно с подобными храмами существовали в домах помещения, отводимые под места богослужебных собраний христиан, - икосы. Это были трапезные помещения, иногда богато украшенные двумя рядами колон, которые делили их на ряд пролетов (нефов), средний был шире и выше боковых. Возле икосов находились бассейны, окаймленные стенами и колоннами под открытым небом, так называемые перистили, служившие, очевидно, баптистериями для крещаемых. Икосы явились первоначальными христианскими интерьерами, из которых впоследствии развились интерьеры древнехристианских базилик. Так последовательно развивались архитектурно-художественная композиция храмов, подчиняя своему назначению бывшие до этого жилые помещения, интерьеры гражданских зданий.

Базилика св.Петра, 326 г., Рим. Разрез и аксанометрия.

БАЗИЛИКА (III-VI вв.)- средних и больших размеров вытянутое прямоугольное сооружение, разделенное на 3-5 нефа галереей колонн, центральный был самый высокий. Имело внутреннее алтарное полукружие (соответственно извне - алтарную апсиду, перекрытую полукуполом-конхой), также ризницу (дьяконник) и пономарку (протезис). Базилика имела притвор (нартекс) и атриум с галереей колонн и фиалом для омовения (или баптистерием). Купола не имела, лишь скатную крышу. Отличалась легкостью архитектурных форм, символично выражавших горний мир. Распространению базилик способствовала и быстрота их строительства.

Базилика св.Павла, около 386 г. План

Кроме того, стали появляться небольшие сооружения погребального характера, как правило, круглой формы.

РОТОНДА (III-IV,VII-ХII вв.) - мемории или мартирии (от МАРТYZ - «свидетель, мученик»). Эти небольшие круглые сооружения появлялись над гробницами св. апостолов и св. мучеников, причем престолом храма служила сама гробница (впоследствии это продолжилось в традиции закладывать частицы мощей святых в основание храмов в антиминсы - платы, на которых совершается Божественная литургия). Могли иметь одну в центре или несколько колонн-опор по кругу. Перекрывались одним куполом. Иногда ротонды имели небольшие пристройки типа притвора и апсиду алтаря. Примеры такого храма - мартирии свящ.муч. Поликарпа еп. Смирнского, Антипы еп. Пергамского врача (учеников св. ап. Иоанна). Однако эти постройки не годились для большого общественного богослужения. Иногда мартирии достраивались и со временем перерастали в базилики. Знаменитая базилика св. ап. Иоанна Богослова в Эфесе возникла на месте мартирия (после 1304 г. - мечеть). Перед алтарем храма, над крестообразной по форме гробницей, вырубленной, по преданию, самим ап. Иоанном, был воздвигнут киворий (небольшой навес - сени) - место особых торжеств и чудес.

Мартирий св.Констанции, IV в., интерьер и план.

В 1998 году, в ходе археологических раскопок в иорданском городе Акаба обнаружена древнейшая христианская храмовая постройка, специально предназначенная для богослужения. По мнению ученых, церковь была заложена в конце III в., т.е. в конце того периода, когда христианское богослужение еще совершалось в обычных жилых домах или катакомбах-кладбищах.

Само слово "храм" вошло в употреблении у христиан не ранее IV в., т.к. оно долго вызывало недоверие в связи с тем, что язычники называли так свои идольские капища. Новым пониманием храма и была обусловлена его образность.

Во время правления имп. Константина Великого, по инициативе которого был издан знаменитый Миланский эдикт (313 г.), прекращавший гонения на христиан, главным типом храмов стала базилика. Святой равноапостольный император Константин не только передал христианам некоторые старые языческие базилики, но и строил новые.

Согласно "Апостольским Постановлениям", где есть рекомендации строить храм продолговатым (прямоугольным) "подобно кораблю" и при изложении чина литургии, говорится:

"ты же епископ...когда собираешь Церковь Божию, то приказывай составлять собрание с полным знанием дела... и, во-первых, само здание должно быть обращено на восток...".

Христианский храм мыслился не жилищем Бога, а домом молитвы. "не писано ли: "Дом Мой домом молитвы наречеся всім язиком," (Мк. 11:17; Лк.19:4б). Каждая часть храма имела у древних христиан определенную меру сакральной ценности, возрастающую по мере приближения к алтарю.

Западная часть храма - это своего рода место приготовления. В раннехристианских храмах здесь перед входом устанавливались источники для омовения ног {фиалы} как "символы святого очищения", далее в нартексе отводилось место для оглашенных (приготовляемых к крещению). Тут же иногда устраивались крещальни (баптистерии). Далее к востоку в наосе (или ораториуме, главным образом в боковых нефах) располагалось помещение для верных (крещеных, прихожан храма). Недаром продольный неф базилики называется кораблем. Образ корабля символизирует, что через море жизни может провести нас в небесное Пристанище только Церковь. Ритм длинных рядов колонн базилики -символ пути ко спасению.

Наос базилики - это "наш мир" (Вселенная). Алтарь ("высокий жертвенник" или "жертвенник на высоте") и верхние части стен - это "Небесное Царство", куда Христос, вознесшись, взошел первый из всех.

Бесспорно, именно литургия создает храм. Символика и содержание богослужения носят исторический характер и обозначают стремление человечества ко спасению и ожидание Мессии в Ветхом Завете (преимущественно на вечерне), затем явление Христа в мир (утреня), Его проповедь, великие деяния, чудеса, распятие, смерть, воскресение и вознесение (литургия).

В соответствии с развитием богослужения размещались и росписи: от изображений ветхозаветных сцен в нартексе - к христологическому циклу в наосе.

Литургия предполагала продольное пространство. Например, в IV в. при входе патриарха (или императора) в храм, обряд встречи происходил в нартексе перед царскими вратами. Здесь же совершалась короткая служба. Только после этого вся процессия торжественно шествовала к алтарю. Эта традиция сохранилась до сих пор и совершается на архиерейской литургии

Итак, христианский храм развивался, как развивалось богослужение, как росла и ширилась Церковь Христова в каждой земле и стране, приобретая свои черты и все глубже постигая символику и спасительный замысел Божий о человеке, так ярко воплощенный в церковной архитектуре.

(Далі буде)

Олег Степанов,
магістр архітектури
    
  
№ 7
березень 2001 року

Зміст номера:

ХРЕСНА ДОРОГА ХРИСТОВОГО ПОСТУ

Запитуєте – відповідаємо

Торжество Православ'я

Журнал "Путь" - повернення богословської пам'яті на рідні терена

Шлях іконопису

Літургійна музика і православна духовність

Значення Великого посту

Древнехристианская изобразительная символика

Як ви ідете до одруження?

Тільки Любов здатна навчити любові

Царь Соломон. Деяния и предания

Тлумачний молитвослов. Молитва до Святого Духа

Запитання читачів

Мой путь к Православию (и некоторые мысли для тех, кто ищет веру)

Вісті з осередків СПМУ

Новини звідусіль

Венок почаевским святыням

Основи церковної архітектури. Ранние христианские храмы (I-IV вв.)

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Максим Бойко,
Юрій Вестель,
Олексій Аксьом,
Тарас і Оксана Андрусевичі

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Валерій Путник

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
tarasiy@compclub.lviv.ua
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`
 
Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)


 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz