Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Настанова пастиря
О НАШЕМ УСЫНОВЛЕНИИ БОГУЕстественно, что мысль наша сейчас переносит нас на крыльях веры во святой град Вифлеем. Там действительно сейчас Торжество из торжеств. Когда бывает другой, еще более великий наш праздник, - светлое Христово Воскресенье, тогда все торжество сосредотачивается у святого Гроба Господня, а праздник Рождества Христова празднуется именно там - в далеком Вифлееме, у яслей Вифлеемских. И мы с вами ныне, получая помазание освященным елеем будем получать его от того елея, который благочестивые паломники нам доставили сюда - именно оттуда, от Вифлеемских яслей. Так что не только в духовном порядке веры, но и в порядке непосредственного общения мы будем причастниками благодати и освящения Вифлеемскаго праздника. Но для того, чтобы оценить как должно то, что произошло там, когда Сын Божий родился и возлег в яслях Вифлеемских, обратим внимание вот на что: в самом начале бытия рода человеческого, когда в райских селениях пребывали только Адам и Ева, первозданные люди, они имели то блаженство, о котором мы в теперешнем нашем грешном состоянии даже и приблизительного понятия иметь не можем. Они имели блаженство непосредственно, лицом к лицу, как дети с отцом, беседовать со своим Творцом, Владыкою и Господом, Который, как бы отлагая Свое неприступное величие, так сказать "запросто" являлся к ним, как Отец к любимым детям и беседовал с ними. Для твари не может быть большего блаженства, как видеть своего Творца и беседовать с Ним. И лукавый соблазнитель, дьявол, сам отпавший от Бога, позавидовал первым людям и по зависти прельстил их и ввергнул в страшный грех непослушания Богу. Поддавшись соблазну, захотел человек сам быть богом; но не только не стал, а наоборот, как окаянный грешник оказался отлученным от Бога, потому что грех стал между ним и Господом как стена, которая отделила его. Припомните момент крестных страданий Спасителя, когда Он возгласил: "Боже мой, Боже мой, вскую оставилъ мя еси", - тогда все потемнело; как будто непроницаемая туча закрыла солнце, и наступил мрак и тьма, которая указывала на то, что грехи наши, которые Он взял на себя, отделили Его от Отца и Он почувствовал Себя оставленным Им. Итак - преступивший Божию заповедь человек не только не стал богом, но от Бога отпал. Но Господь, в неизреченной благости Своей, не захотел оставить Свое любимое творение и измыслил спасение особым образом. Для того, чтобы спасти безответно виноватого человека, Премудрость Божия осуществляет такой план, по которому для спасения отпавшего и удалившегося от Бога человека Сам Господь сошел на землю, чтобы стать "Сыном Человеческим", как Он любил называть Себя. Чтобы в этом виде к Нему, как к Богочеловеку удобен был доступ. Что же мы видим при Его воплощении? Видим, что, отказавшись от всякой пышности и от всего, что считается в этом мире самым великим, знаменитым и славным, Он даже никакой хижины Себе не выбрал, а благоволил возлечь в яслях скотской пещеры. Обратите ваше внимание на то апостольское чтение, которое мы, Бог даст, завтра услышим, за Божественной литургией. В этом чтении св. апостол Павел говорит о том, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас "подзаконных" и мы приняли УСЫНОВЛЕНИЕ. "Искупил подзаконных". Мы - все люди - были под законом, были под клятвою закона, как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас - подзаконных, и мы имеем теперь милость усыновления Богу. В Вифлеемских яслях возлежит Тот, кто есть Богочеловек. Как Бог по существу, Он неприступен и страшен и на Него не смеют взирать даже чины Ангельские, но в то же время, по человечеству. Он - человек, такой же, как мы, во всем подобный нам, только абсолютно чистый от греха. Поэтому - так как Тот, Кто в яслях возлежит, есть человек и в то же самое время - Сын Божий, - то, будучи по человечеству Его братьями, как такие же люди как Он, мы через Него являемся сынами Божиими. Он - Сын Божий, а мы - братья Его по человечеству. В этом глубокий смысл Его воплощения. Вы вероятно хорошо помните, как в одном из воскресных Евангелий говорится о том, что когда св. Мария Магдалина бросилась к ногам воскресшего Спасителя, узнав Его, Он сказал ей, чтобы она пошла “ко Братіи Его”, - к Его братьям, ибо Он считает Себя нашим братом, как человек. Значит, если Он Сын, то и мы сыновья, как Его братья. "Пойди к братии моей, говорит Господь, и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу Вашему и Богу Моему и Богу Вашему". Скользят часто по поверхности нашего сознания эти слова, привычные для нас, и мы мало вдумываемся в глубочайшее их содержание. Почему так сказал Спаситель Mиpa? "Ко Отцу Моему и Отцу Вашему"? Потому что Господь, Бог Отец, Ему Отец по самой природе Божественной, ибо Он рожден от Отца и равен Отцу и имеет ту же природу по Божеству (как и человек, который рождается от человека, имеет ту же природу). А для нас Он Отец не по существу, не по природе, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вот это Господь и подчеркивает, говоря: "Отцу МОЕМУ и Отцу вашему". Но дальше Он добавил "и Богу Моему и Богу вашему", а это уже с другим оттенком; это Он говорит, как человек. Как Сын Божий Он сказал: "Отцу Моему и Отцу вашему", как бы говоря: Он Мой Отец по существу, а ваш только по благодати; а слова "Богу Моему и Богу вашему" Он сказал как человек для которого Бог есть - Бог одинаково с другими людьми. Нужно помнить, что на кресте Господь воззвал ко Отцу "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил": только Своей человеческой природой, а не божественной; этой природой Он страдал и эта человеческая природа, та же что и у нас, и воззвала: "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил". Один раз только в Евангелии - в момент крестных страданий Он, обращаясь к Богу Отцу, назвал Его Богом. Во всех других случаях Он всегда называл Его Отцом - и вот когда Он уже как победитель с креста воскликнул "совершилось", - Он снова обращается к Нему, говоря "Отче, в руки Твои предаю дух Мой". Итак, мы с вами у яслей Вифлеемских поучаемся нашему усыновлению, нашему сыновству. Но будем помнить, к чему нас это обязывает! И помнить с бесконечной благодарностью к Нему за то, что Он благоволил совершить это чудное дело, и вместо того, чтобы наказать безответно виновного человека, Он не только Сам за него принял наказание, но и сделал его Своим по человечеству братом и по благодати - сыном Своего возлюбленного Отца. Посему, когда ты будешь склоняться перед изображением яслей, в которых сегодня возлежит Спаситель Mиpa, тo делай это с глубокой благодарностью за Его милость и лобызай святой образ, сознавая, что дал тебе твой Спаситель в этом чудном действии воплощения и пришествия на землю. Аминь. Автор неизвестен
|
|
|