Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 26

№ 27

№ 28


 
Абетка благочестя Абетка благочестя

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ

(В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И УЧЕНИЯ
СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)

Каково происхождение семьи и ее устройство, взаимоотношения ее супругов, детей, родителей; деторождение и бесчадство; целомудрие в браке и то, что мы называем "сексом"; брак и девство; безбрачие и положение семьи в современном обществе?

Ответы на эти вопросы мы найдем в Св. Писании и учении Святых Отцов Церкви. Откуда же взялась семья?

Понятие это имеет свою “азбуку” или “лествицу постепенного восхождения" - первая ее ступень это предбрачные взаимоотношения будущих супругов. Затем - фактический (формальный, юридический) брак и брак благодатный церковный, порождающий домашнюю церковь, т.е. православную семью, а затем начинается постепенно ее совершенствование.

"И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". "И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитеся и размножайтеся и наполняйте землю и обладайте ею" (Быт.27-28). Как видим, благословение на размножение дано Творцом еще до грехопадения. "И рече Господь Бог: не добре быти человеку ЕДИНОМУ: сотворим ему помощника ПО НЕМУ" (Быт.2,18). "И наложи Бог изступление на Адама (греч."экстасис" в русском - "крепкий сон"), и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию место его. И созда Господь Бог ребро, еже взят от Адама, в жену и приведе ко Адаму, и рече Адам: се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек (в евр. оставит - муж) отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будета два в плоть едину. Ева создана не из ничего, а именно из ребра Адама. Она была и первой его дочерью. Увидев ее, Адам и от полноты данной ему божественной мудрости изрек это пророчество, ставшее своего рода "конституцией" брака и семейной жизни на все времена. В мирном труде и естественном браке человек должен был умножать свой род и духовно расти. Но древний враг рода человеческого - дьявол - внес свою "поправку", решив погубить человека, он обратился к жене: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Быт. 3.3-6).

Человек, как мы видим, пал на первом же этапе искушения. Он совершил то, что заключается во всем Десятословии: измену, нарушение поста, непослушание. И вот Божественный приговор Создателя: "И жене рече: умножая, умножу печали твоя, и воздыхания твоя, в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет. И Адаму рече: яко послушал еси гласа жены твоея, и ял еси от древа, его же заповедах тебе сего единого не ясти от него ял еси: проклята земля в делах рук твоих, в печали снеси тую вся дни живота твоего. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву сельную. В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже - возвратишися в землю, от нея же взят еси, яко земля еси и в землю отидеши (Быт. 3,16-19). В духе этого Божественного определения росла и развивалась богосозданная семья - малая церковь ветхозаветного человека. Параллельно с ней развивалось царство тьмы и греха от Адама до Моисея и от Моисея до пришествия в мир Спасителя. Ветхозаветный закон, сдерживая в меру возможности силы тьмы и греха, делал свое дело - приготовление падшего человека к принятию спасения. Своими постановлениями о чистом и нечистом закон, стремился внушить любовь к чистоте и отвращение ко всякой физической и нравственной скверне. Объявляя нечистым все, относящееся к деторождению даже в законном браке (Лев. 12,1-4;15,18), он ограждал чистоту богоустановленного брака от преобладающей похотливости падшей природы человека и внушал воздержание. Но греховное начало тоже делало свое дело. Женщина как фактор заразы первородного греха стала человеком "второго сорта". Родившая младенца женского пола считалась нечистой 80 дней, т.е. вдвое больше (Лев. 12,5). Женщина стала считаться рабой по природе. Однако закон поощрял и развивал и положительные стороны женского естества (см. Притч, 30 “Гимн доброй жене").

Но вот явился Новый Адам. По обетованию Божию в Вифлееме иудейском совершилось бессеменное рождение Спасителя мира. Новый Адам в 40-дневном искушении в пустыне одержал полную победу над грехом и основал (воссоздал) на основе церкви ветхозаветной Единую Святую Соборную (Вселенскую) Церковь и малую церковь - богоустановленную семью. Освятив своим присутствием брак в Кане Галилейской, Он "явил сим, что Его воля есть законное супружество и еже из него чадородие" (молитва из чина брако-венчания). Осудив блуд в самом его корне - мысли и зрении (Мф. 5, 27:31-32). Он так же осудил развод, как, внесенную грехом "поправку", по снисхождению к жестокосердию иудеев, допущенную Моисеем (Мф. 19.3-4). Избрав Пресвятую Деву Марию как небесную "лествицу" и олицетворив в Ней Свою Церковь, явившись по Своем Воскресении женщинам и повелев им возвестить Апостолам-мужчинам о Его Воскресении, Господь поставил женщину на ее должное место, не забыв при этом и о "метастазах" первородного греха. Ибо грех все же остался в мире. Поэтому и Апостолы, говоря о браке, имеют в виду его реальную (а не идеальную) сторону (1Кор. 7,32-34). Вникая в чинопоследование православного бракосочетания, мы можем составить себе представление о браке желательном (земном, не Едемском). "Благословен еси Господи Боже наш, иже тайного и чистого брака священнодействителю и телесного законоположителю, нетления хранителю, житейских благий строителю"(3-я молитва венчания). Здесь ясно просматривается как желательная, так и практическая сторона православного брака. В ектении мы молимся: "о еже дароватися им целомудрию и плоду чрева на пользу". На вопрос о совместимости этих двух понятий ответ дает Апостол: “Не лишайте себе друг друга... по согласию до времени, да пребудите в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим"(1Кор. 7,5). В его время дни поста не были еще определены. Позднее Церковь установила эти дни. В православном календаре указаны дни, в которые не положено совершать браковенчания. Как обязательный минимум для мирян указан Великий пост.

Касаясь полного целомудрия в браке (т.е. воздержания), надо твердо сказать, что оно чуждо христианской семье, и должно рассматриваться как прелесть (заблуждение). Свт. Иоанн Златоуст в своих двух беседах о "сожителях" решительно и беспощадно обличает это модное в его время явление и ясно доказывает, что, кроме разжжения плотской похоти и зрительного блуда, здесь никакой пользы нет, особенно, когда этой бывает в молодом возрасте, не говоря уже о лицемерии и тщеславии.

Итак, первая и главная цель брака - объединение двух личностей воедино. Человек создан для семейной, а не одинокой жизни. Премудрый Создатель, желая показать великое богатство своей неизреченной благости и отобразить эту благость в своем творении, устроил род человеческий состоящим из двух полов, взаимно восполняющих друг друга, дабы из одного показать сугубое и из двух - единое (Свт. Иоанн Златоуст т.11, 465).

В попеременном употреблении то единственного, то множественного числа Св. Отцы видят единство во множестве - ТРОИЧНОСТЬ. А т.к. человек создан по образу Божию, то здесь видно указание на множество в единстве. В этом была целостность человека. В Раю Бог разделил это единство, отделив мужа от жены, и поставил им задачу самим, собственными усилиями достигать этого единства. Эта задача должна осуществляться в браке. Итак, цель брака - единство двух существ, их внутреннее сростение в процессе взаимообусловленного внутреннего роста, духовное единосущие при сохранении личной самобытности. Лица не исчезают в единстве, так же, как не исчезают звуки в рождаемой ими мелодии (Златоуст т.11, 464). Муж имеет более сильную духовно-физическую организацию. Он обладает большею силою и волевой энергией. Жена склонна к практическим занятиям: она душа семьи. Повиновение при любви мужа не унижает жену. Боязнь здесь подобна страху Божию, сопряженному с любовью, которая "производит в душе благоговение, чтобы она (душа) от дерзновения любви не дошла бы до пренебрежения" (Св. Максим Исповедник. Добротолюбие, т.3, 1-я сотница 81).

Позднейшая по времени и вторая по значению цель брака - чадородие существенно с браком не связана. Вступающие в брак не знают, будут ли у них дети. С прекращением способности деторождения брак не прекращается, и самое общение плотское с возрастом не ограничено.

С первого дня супружеской жизни в благодатном браке начинается "лествица" духовного преуспеяния. "На вере утверждается супружеский союз, - говорит св. Кирилл Иерусалимский, - когда не знающие ранее друг друга люди взаимно предаются друг другу" (Огласительное слово 5). Христианская верность исключает всякую ревность, равнодушие и замкнутость супругов. Супруги должны совершенствовать свою взаимную любовь путем взаимной искренности и откровенности, без чего они неизбежно превратятся в СОСЕДЕЙ. Но они не должны замыкаться в узкий мирок самолюбования и взаимного поклонения. Свет веры и душевная теплота всех членов истинно христианской семьи должны освещать и согревать внешний мир. Здесь не может быть вражды и злобного адского безмолвия, когда люди, связанные узами родства, от скандала до скандала неделями и месяцами не разговаривают между собой или, наоборот, увлекаются сплошными перебранками, как спортом своего рода. "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Ефес. 4,26).

Но питая и согревая окружающий мир от избытка льющейся любви, супруги и прочие члены малой церкви не должны легкомысленно расточать духовные ценности семейного очага: разглашать отрицательные стороны характера друг друга, глумиться над тайнами супружества и т. д.

Помогая друг другу в борьбе с грехом, они должны помнить, что они вышли в мир, где их ждут разного рода искушения от мира, плоти и диавола, и своими силами без помощи свыше, они ничего сделать не смогут. В совместной домашней молитве они должны возгревать дар благодати, данный им в таинстве брака. Самый день своего венчания и другие священные для них дни они должны отмечать усиленной домашней и церковной молитвой и семейным торжеством. Главенство мужа не унижает жену. Он правит домом, представляет его (дом) в обществе, а жена - душа дома: его теплота, уют, порядок. Она, по Слову Божию, "дороже всяких сокровищ" (Притч, гл. 30).

Брак и семья, глубокоблагодатны, но в условиях падшей природы они создают ряд трудностей. Чтобы достигнуть нормального брака, супруги должны взаимно победить свои недостатки, простить их друг другу и помочь победить их. Первородный грех внес в природу человека преобладание чувственности, что принижает самый брак и делает взаимоотношение супругов излишне похотливым. Житейская суета мешает (особенно женщине) заниматься делами духовными. Из малой церкви может получиться "малый Содом". Об этом должен задуматься всякий, готовящийся к браку.

Мы видим, что, как девство, так и брачная жизнь являются подвигами и зависят не от произвола, а от призвания Свыше. "Не вси вмещают словеси сего, но им же дано есть. Суть бо скопцы, иже от чрева матери родишася тако, и суть скопцы, иже скопишася от человек, и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небесного" (Мф. 19,11-12). "Девство потому и хорошо, - говорит Златоуст, - что оно освобождает нас от суеты дел житейских, а если этого нет, то оно бывает хуже брака" (т.1, стр. 360). Девство есть подвиг бескровного мученичества, как добровольное искажение природы ради Царствия Небесного.

Но грех внес и сюда свою "поправку". С первых же дней основания христианской Церкви в нее стали вступать люди из иудейства и язычества. Они стали привносить с собой "мусор на ногах" - свои старые, укоренившиеся в их сознании традиции и взгляды. И появились лжеучители двух противоположных крайностей. С одной стороны манихеи, евстафиане и другие гностики-дуалисты. С другой стороны иудеи, отвергающие девство. Среди крайних поборников девства были даже некоторые учителя Церкви (Тетулиан и Ориген). С возникновением монашества стало еще хуже. В творениях Св. Отцов-аскетов, обращенных к новоначальным инокам, выходцам из развращенного мира, встречаем, такие призывы: "Бойся женщины, Не встречайся, не разговаривай с ней, остерегайся ее и т.п." (Добротолюбие, т.2, 234, 383). Эта мысль проходит красной нитью через все творения Святых Отцов-аскетов.

У нас на Руси также существовали секты двух противоположных крайностей: скопцы, федосеевцы, хлысты. 1917 год опрокинул все с ног на голову. Целомудрие, стыд, девичья честь были объявлены пережитками капитализма и буржуазными предрассудками. Брак стал юридической формальностью, а семья - "бытовым коллективом". Результат 70-летнего воспитания виден ясно.

Браки заключаются самими молодыми по "велению сердца"- мимолетному увлечению, игнорирующих реальную будущность жизни. Социализм провозгласил полную свободу взаимоотношения полов: не нравится - разводись в любое время. Отсюда кратковременное супружество и баснословное количество разводов. Тысячи разбитых детских жизней. Социально-бытовые условия не способствующие материнству, постепенно притупили само это чувство. Отсюда множество сирот, брошенных прямо в роддомах. Дети оставлены на произвол судьбы, в лучшем - на воспитание в яслях, детсадах, в группах продленного дня в школах, в пионерлагерях. И сама семья - "бытовой коллектив", где все товарищи, а товарищ, как известно, понятие временное. В иных семьях дети подкинуты старикам, на которых и так свалено многое. А самих стариков, когда с них нечего выжать, сдают в дома престарелых. Молодые мамы часто не умеют готовить, да им и времени нет на это. Пьяные, да и трезвые юридические мужья, сгоняя свою злость на женах, подвергают их беспощадным оскорблениям с рукоприкладством и злословием. Недоверие и ревность процветают всюду. Беззаконно зачатые дети так же и беззаконно воспитываются. "Мой бывший муж", "бывшая жена", "бывшие родители" - вот они, явно сатанинские "титулы", не слыханные до наших дней в родном языке.

Причина всего этого? Ответ читаем в Евангелии: "По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" (Мф. 24,12-13). А что же такое есть любовь? В греческом языке много терминов этого слова: агапи, фили, еротас. У нас же один: люблю Бога, детей, люблю поесть, люблю подраться. Но и у нас в народе есть слово ЖАЛЕЮ. Вот этого-то ЦЕЛОМУДРЕННОГО термина у нас и не хватает. Любовь отвлеченная или животно-половой инстинкт с годами исчезают, и люди, прожившие долгую жизнь в супружестве, расходятся. По выражению свт. Иоанна Златоуста, семья - частица государства. Это признают и наши социологи, но от этого ничуть не легче.

Итак, что же делать? Ответ дает прп. Иоанн Лествичник: “ испрашивали меня миряне: как мы живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей христианской жизни? Я ответил им: все доброе, что только можете делать, делайте: никого не осуждайте, не крадите, никому не лгите, ни пред кем не превозноситесь, не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний (богослужений), к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести, сохраняйте верность женам вашим. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного" (Добротолюбие, т.2, стр. 492).

Протоиерей Борис Николаев
    
  
№ 27
квітень 2005 року

Зміст номера:

Христос Воскресе!

Великодне богослужiння

Пекло! Де перемога твоя?

Свт. Iоанн Златоуст - зразок християнського пастиря

Душа человеческая: душа и тело. Мысли

Aрхимандриту Иоанну (Крестьянкину) 95 лет

Радониця

Православные монастыри. Типология и устройство

Еволюційна біологія та православний світогляд. Теорія катастроф і униформизм у геології і біології

Нравственные основы семьи

Туринська Плащаниця

С праздником жен-мироносиц!

Вознесiння Господне

Новини звідусіль

Зi Святом Вознесiння!

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

кулачковый переключатель Апатор
Hosted by uCoz