Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 26

№ 27

№ 28


 
Релігія і наука Релігія і наука

ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:
ДУША И ТЕЛО. МЫСЛИ

Продовження (початок див. №6(24) 2004 р., №2(26) 2005 р.)

Христианин должен изучить законы, управляющие душой и заботиться о ее здоровье более, чем о здоровье тела. Между тем наука о душевной жизни человека - психология - мало популярна, по сравнению с другими науками. Вместе с тем, если бы мы захотели глубоко изучить психологию человека и обратились бы к соответствующим официальным руководствам по ней, то мы были бы разочарованы. По существу, мы здесь вообще не нашли бы науки, а есть лишь история попыток построения психологии, смена опытов по ее созданию на непрерывно меняющихся обоснованиях. Вместе с тем, мы не нашли бы в современной "научной" психологии исчерпывающих и правильных ответов на следующие важные для нас вопросы: что считать за идеал душевного здоровья? В чем сущность болезни человеческой души? Каковы методы работы над собой по преображению, просветлению души и т.д.? И это не случайно. Нельзя слепому говорить о красотах мира или глухому о музыке и мелодиях. А те представители науки, которые создавали официальные школы психологии (кроме православной психологии, - прим. Ред.), были обычно слепы на внутренние очи и глухи на внутренний слух, необходимые для постижения внутренней душевной жизни. И не у университетских профессоров психологии, и не у докторов психиатрии или невропатологии (кроме тех из них, кому открылась истина Христова - прим. Ред.) надо искать истинного познания о внутренней жизни человека. Ее глубины были постигнуты лишь сосудами Духа Святого - апостолами, святителями и преподобными.

Преподобные в уединении, в течение многих лет жизни трудились над познанием самого себя и над очищением, оздоровлением, преображением своей души. Достигнув этого, прозрев внутренне, они постигали и науку врачевания душевных недугов так, что могли поучать и методам работы над самим собой. После Священного Писания одним из исчерпывающих руководств по истинной и опытной психологии человека являются творения Святых Отцов, и в том числе сборник трудов 38-ми старцев, именуемый "Добротолюбие" (в 5-ти томах). Как пишет невропатолог и священник о. Александр Ельчанинов: "Если мы просмотрим писания подвижников и Святых Отцов - какую глубину психологического анализа мы там встретим, какую тонкость определений и верность классификации всех тонкостей ощущений". Вот к каким источникам самопознания надо обратиться, чтобы почерпнуть в них ту "живую воду", которая могла бы оживить ослепленные грехом внутренние очи и восстановить внутренний слух.

Но что же такое есть по своей сущности душа? Прп. Макарий Великий дает следующее определение души: "Душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная красоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, а лукавство темных страстей вошло в нее вследствие преступления. Нет иной такой близости и взаимности ни у одной твари, какая есть у души с Богом и Бога с душою. Ибо душа драгоценнее всех созданий".

А вот что пишет про душу архимандрит Иоанн: "Душа - младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего нас мира. Как нужно прижимать к груди своей, к сердцу своему - свою душу. Как нужно любить ее, предназначенную для вечной жизни. О, как нужно очищать даже малейшее пятнышко с нее... Душа - земля. Человек - земледелец своей души. Если в земле душевной сеется Слово Божие, слово правды и любви Христовой, то плод бывает сладкий, радостный для самого человека и его окружающих. Если же человек сеет в душе своей плевелы зла, то вырастут сорные, ядовитые травы духа, которые будут мучить и самого человека и других людей".

Св. Макарий Великий сравнивает несчищенную от греха душу человеческую с морем, которое наполнено гадами, которым "несть числа". И, как глубоко море и многообразна его фауна, так велика глубина и души человека, сложно проявление его духа и бесконечно разнообразны изгибы его больной души. Познание болезненности, ненормальности, т.е. отклонения от нормы, от идеала может иметь место лишь тогда, когда налицо будет эта норма, этот идеал.

Официальная психология (кроме православной, - прим. Ред.) не знает такого идеала. Не знает потому, что она не приобщена к "Свету истинному, Который просвещает всякого человека" (Ин. 1,9). Но его знают те, чьи очи просвещены светом веры и они познали, что Иисус был и есть воистину Сын Божий. Итак, по милости сотворившего мир Творца, сотворенному Им человеку был дан и образ совершеннейшего человека в лице Богочеловека - безгрешного Иисуса Христа. Вот вневременная, неизменяющаяся - стабильная норма, которая дает нам возможность познания всех отклонений и всех болезней человеческой души. Все же остальное человечество находится в непрерывно меняющемся состоянии души. При этом динамика изменения развивается здесь в двух направлениях. Над большей частью мира господствует процесс тления, разложения души, ведущей к ее смерти. И лишь для "малого стада" (Лк. 12,32), из числа верующих во Христа, совершается процесс оздоровления, очищения души. В этом сущность жизни человечества после пришествия Христа, которая такими словами характеризуется ап. Иоанном Богословом: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще и святый да освящается еще" (Откр. 22,11). И для нас важнее всего в жизни - приобщить себя к последнему процессу: процессу возрождения, просветления и преображения души. Постараемся же разобраться в вопросе, в чем состоит сущность нашей душевной жизни? Св. Отцы различают: 1) ум, или разум - область мысли и 2) сердце - область чувств и пожеланий.
 

МЫСЛИ

"Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Флп. 4,8). Наш ум, или разум, проявляются в наших мыслях, которые, как непрерывный поток, текут в нашем сознании, не прекращаясь даже в течение сна. Как пишет свт. Феофан Затворник: "Чаще всего наши мысли толкутся в нашей голове подобно стае мошек, однообразно, беспорядочно, бестолково и бесплодно".

Что является источником этих мыслей и что влияет на их ход и направление? При господстве инстинктивного вида ума, т.е. на низших ступенях развития души, мысли будут направляться преимущественно потребностями тела. При развитии ума логики и науки, человеком будут владеть умственные интересы, которые в этом случае займут соответствующее место в потоке мыслей. При наличии благодатного разума - "ума Христова" - мысли по преимуществу будут касаться области духовной - Бога, религии, покаяния, веры, христианских добродетелей и постижения духовных тайн мироздания. При этом, для огромного большинства людей, пораженных грехом, нельзя говорить о какой-то цельности в направлении помышлений. Как пишет схиархимандрит Софроний: "Чем дальше отстоит человек от Бога, тем раздробленнее его мышление, тем неопределеннее и беспокойнее его духовные (душевные) переживания; и наоборот - чем ближе человек к Богу, тем уже круг его мыслей, сосредоточиваясь в конце на единой бесстрастной мысли, которая уже не есть мысль, но особое невыражаемое ведение или чувство ума..."

Самым существенным моментом в аскетическом искусстве является "хранение ума" - т.е. не отдавать ума (суете мира и извне навязываемым впечатлениям и мыслям). Самое важное в "хранении ума" - это постоянная память о Боге. Об этом говорит прп. Исаак Сириянин: "Что случается с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, оставившим памятование Бога и блуждающим в воспоминаниях мира сего". Проследив обычный ход наших мыслей, можно определить - какой вид ума господствует в нашем сознании. На ход мыслей естественно влияют и внешние явления и среда - общество, события, обстановка и т.п. Они могут отвлекать мысль от господствующего и свойственного человеку направления мыслей. Отсюда среда может в значительной мере противодействовать или способствовать основным стремлениям и потребностям души.

Но не только внешний мир и пожелания сердца влияют на ход мыслей. Как учит Св. Писание и Св. Отцы, источником мысли в значительной мере является и космический потусторонний мир - мир духов. "Диавол вложил в сердце Иуды предать Его" (Ин. 13,2). А когда ап. Петр исповедывал Божество Господа Иисуса Христа, то Господь сказал ему: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мф. 16,17). В жизнеописании свт. Иоанна Златоуста рассказывается, что когда святитель писал толкования на послания ап. Павла, тот в это время стоял возле Иоанна и шептал ему на ухо свои мысли. Это наблюдал в течение трех ночей подряд келейник святителя - св. Прокл (впоследствии сам ставший Константинопольским Патриархом). Таким образом, самое авторство толкования следует приписывать не только св. Иоанну, но и самому ап. Павлу, поскольку в толкование вкладывались и мысли Апостола.

Если внимательно наблюдать за собой, то можно заметить, как часто поток мыслей, занятых определенным предметом, прерывается, и в ум как бы залетает новая мысль - совершенно не связанная с предыдущими и ни с какой внешней причиной. Так, например, я внимательно читаю молитву, кругом тишина. Вдруг откуда-то падает мысль - "Не пришло ли время будить сына?" Кто это, - властно прервавший поток моих мыслей и заставивший думать меня о других? Или я, глубоко задумавшись, иду по улице и дохожу до перекрестка. Занятый своими мыслями я начинаю переходить улицу, не смотря по сторонам. Вдруг кто-то опять прерывает мои мысли и говорит: "Посмотри налево". И если слева мчится автомобиль, то этому голосу я обязан спасением своей жизни.

Итак, на основе Св. Писания и мнения св. отцов можно считать, что многие появляющиеся у нас мысли идут из космического потустороннего мира - от Бога, Ангелов и святых или от наших врагов - сатаны и бесов. О. Иоанн С. пишет: "В обыкновенном нашем положении все светлые мысли - от ангела-хранителя и от Духа Божия; тогда как, напротив, нечистые, темные - от нашего поврежденного существа и от диавола". Поэтому Св. Отцы всегда предлагают разбираться во вновь появившихся мыслях: из какого источника они текут - от нашего ангела или от лукавого духа?

(Продолжение следует)

Н.Пестов
    
  
№ 27
квітень 2005 року

Зміст номера:

Христос Воскресе!

Великодне богослужiння

Пекло! Де перемога твоя?

Свт. Iоанн Златоуст - зразок християнського пастиря

Душа человеческая: душа и тело. Мысли

Aрхимандриту Иоанну (Крестьянкину) 95 лет

Радониця

Православные монастыри. Типология и устройство

Еволюційна біологія та православний світогляд. Теорія катастроф і униформизм у геології і біології

Нравственные основы семьи

Туринська Плащаниця

С праздником жен-мироносиц!

Вознесiння Господне

Новини звідусіль

Зi Святом Вознесiння!

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz