СМЫСЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
И ЖИЗНЬ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВАСИЛИЯ ЗЕНЬКОВСКОГО
Окончание (начало см. в ВіК №3(37), №4(38) 2007 г.)
"Безо всяких шагов с моей стороны я был оставлен А.Н. Гиляровым для подготовки к профессорскому званию", стал читать лекции не только в университете, но и на вечерних женских курсах А. Жекулиной: от "Введения в философию" до "Психологии детства", возглавил Институт дошкольного воспитания и Киевское религиозно-философское общество. Предстояла блестящая научная карьера, но вмешалась революция, надолго переменившая все пути-дороги русских людей. Профессор Сергей Сергеевич Верховской, близко знавший его на протяжении более тридцати пяти лет, а в течение десяти лет живший с ним в одном доме, оставил воспоминания, приоткрывающие частную жизнь отца Василия. "Он, вообще, всегда жил в бедности. Тем не менее, у него всегда было достаточно средств и на пропитание, и на покупку 2-3 книг в месяц, и на лечение, и на поездки, и на подарки, которые он неизменно дарил всем своим друзьям. Одевался он легендарно бедно, никогда не имел даже квартиры". "Он не навязывал своих идей или мнений другим, не придавал исключительного значения дисциплине, умел как никто объединять единомыслящих". "Главное достоинство отца Василия было в бесконечной доброте. Никогда и никто не слышал от него не только грубого, но даже резкого слова, он любил шутить, но только добродушно, почти по-детски". "Хотя он жил один, убого и неудобно, он любил угощать приходивших к нему чаем с вареньем и булками, сам все приготовляя". "Он принадлежал к тем редким людям, у которых на все есть время и которые все делают вовремя и никогда не опаздывают". Когда началась Вторая мировая война, французские власти арестовали Василия Васильевича и отправили в тюрьму Сантэ, затем перевели на юг в лагерь Вернэ. И там ни разу не допрашивали. Всего он провел в заключении год и два месяца. Находясь в заключении, он взял на себя обет, если освободят, принять священство. Митрополит Евлогий рукоположил его в марте 1942 года. Еще меньше времени стало для занятий наукой, а они продолжали неодолимо влечь к себе: "И сейчас, когда мне пошел 71-й год (писано в 1952 году), во мне не остыли ни интерес к науке, ни склонность к новым построениям". Но священническое служение все же захватывало все больше и больше. В письме одной прихожанке он писал: "Тридцать лет я ощущал грусть и только после тридцатилетней борьбы с самим собой я, наконец, узнал, что такое радость". "Он знал, – вспоминал С.С. Верховской, – лучше многих все недостатки церковной иерархии и церковного общества, но верил в Церковь как в Царство Божие на земле, хотя и сокрытое под мирской оболочкой". Скончался отец Василий 5 августа 1962 года в Париже в госпитале Божон. "Полусидел, полулежал худенький маленький человек, с трудом произнесший несколько слов", – вспоминал навестивший его писатель Борис Зайцев. Когда священник пришел причастить его в последний раз и сбился от волнения, отец Василий его поправил. Тихая агония началась в воскресенье в 2 часа ночи. Неотступно дежурившие при нем Нина Константиновна Рауш и Таисия Ивановна Смоленская, прочитав канон на отход души, стали петь Пасхальный канон. Отошел он ко Господу в 3 часа 30 минут утра под пение "Христос воскресе". В среду 8 августа 1962 года после заупокойной литургии состоялось торжественное отпевание, в котором приняли участие представители Московской Патриархии и Русского Зарубежного Синода. Перед лицом вечности, пускай только на время отпевания, отступили все земные разделения. Слово перед началом отпевания произнес протоиерей Георгий Флоровский.
В силу ограниченности объема данной книги и желания представить творчество отца Василия Зеньковского достаточно широко и репрезентативно, тексты его отчасти даны в сокращенном виде. Но для первого знакомства с кругом его мыслей, может статься, здесь присутствует и определенное достоинство. Порой они приобрели от этого сокращения большую сфокусированность, яркость и отчетливость, несколько отступив от преходящих реалий и споров с учеными людьми уже довольно далеко отдалившегося от нас времени. Для ясного понимания все эти подробности и частности нуждались бы в тщательнейшем комментировании. Работы "Православие и культура" и "Идея православной культуры" взяты из сборника "Православие и культура" (Берлин, 1923); статья "Русская религиозность" подготовлена на основе главы из книги "История русской философии"; "Мысли о Гоголе" избраны из последней прижизненной книги В.В. Зеньковского "Гоголь" (Париж, 1961); "Памяти А.С. Пушкина" (Вестник РСХД, Париж, 1937, №1); "Миросозерцание И.С. Тургенева" (Новый журнал, Нью-Йорк, 1958, кн. 52); "Проблема красоты в миросозерцании Достоевского" (Путь, Париж, 1933, №37); "Проблема творчества" (Христианская мысль, Киев, 1916, №9); "Памяти Л.И. Шестова" (Вестник РСХД, Париж, 1939, №1); "Принципы православной антропологии" (Вестник РСХД, Париж, 1989, №153, 154); "Об участии Бога в жизни мира" (Православная мысль, Париж, 1948, вып. 6); "О трудах Тейяра де Шардена" (Православная мысль, Париж, 1949, вып. 7). Относящиеся к разным годам и эпохам, они представляют цельность мысли протопресвитера Василия Зеньковского.
Протопресвитер Василий Зеньковский. Смысл православной культуры / Сост., предисл. В. Л. Шленова. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 272 с. - (Духовное наследие Русского зарубежья).
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.
Головний редактор:
прот. Василій Біляк; відповідальний редактор,
компьютерна верстка,
худ. дизайн: Олег Степанов, літ редактор: Олена Скринник