Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Архітектура сакральна
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМфункциональная типология и современные особенности(Продолжение, начало см. ВіК №2 (31) 2006 г.) 8. Учебные (училищные, академические или университетские) церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-500 человек) при вузах, в городах, поселках с приходом, общиной и настоятелем. Богослужения в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб (особенно для учащихся). Храмы, как правило, являются встроенными в здания учебных заведений, в виде часовни или отдельно стоящего сооружения (но очень редко). Храмы могут быть как двух- так и трехчастные. При храме оборудуются помещения, приспособленные для церковного причта (отдельные здания для этого редко предоставляются). Храмы могут иметь звонницу над входом или вовсе ее не иметь. Учебные храмы могут выполнять параллельно и функции приходских. 9. Домовые церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 50-100 человек) встроенные или размещенные в самом здании (учреждениях, временных комнатах для общин без храма, благотворительных заведениях, жилых комплексах и др.), в городах, поселках, селах с приходом, общиной и настоятелем с клиром. Богослужения в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб. Такие храмы были особенно распространены до 70-летнего атеистического периода. В наше время этот тип может расматриваться как временное богослужебное помещение или как постоянное, но обеспечивающее лишь очень малый или ограниченный (из-за малой площади) круг прихожан, в виду тех или иных причин. Домовые церкви могут иметь как двух- так и трехчастное устройство. Как правило рядом с помещением храма оборудуются комнаты для церковного причта, звонниц не придусмотрено. Домовые храмы в зависимости от размещения и значимости деятельности общины могут иметь различное духовное значение, чаще районное.
10. Безприходские церкви – маленького размера храмы-памятники или часовни-мемориалы (до 50 человек) в городах, поселках с чаще нанимаемым священником и клиром. Богослужения в праздничные дни, дни памяти или других дат с совершением отдельных церковных треб. Каких-либо церковных сооружений при храме не возводится, кроме музеев или помещений для обслуживающего персонала. Иногда подобные храмы трансформируются в приходские, тогда они могут быть достроены, расширены и уже при них сооружаются дом причта и другие сооружения, включая звонницу или колокольню. Символическое значение таких храмов (очень редко по духовной деятельности прихода) может быть как городское так и государственное. Кроме вышеуказаных основных функциональных типов православных храмов встречаются и миссионерские или “мобильные” храмы: оборудованные в вагонах поездов под православный храм, помещения под храмы на кораблях, которые на протяжении движения по тем или иным маршрутам, обслуживают духовные потребности верующих в местности, где нет храма (селах, поселках), по разным причинам. Кроме этого, в связи с новыми условиями формирования православных храмов в современной застройке и наступлением на наши культурные и религиозные традиции различных религиозных и псевдохристианских сект и деноминаций активно начинают строиться в крупных городах Украины, особенно в западных и восточных регионах, а в последние годы и в центральном – Духовно-просветительские, культурные, миссионерские, церковные и просто приходские православные центры или комплексы. Нередко они формируются на базе уже существующих крупных приходов или при монастырях. Деятельность таких крупных центров может способствовать возрождению и процветанию культурных и национальных украинских православных традиций. Олег Степанов,
магістр архитектуры В статье были использованы данные из “Здания, сооружения и комплексы православных храмов” СП 31-103-99., Москва, 2000 |
|
|