Архітектура сакральна
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
ИЛИ СПАС НА КРОВИ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Собор во имя Воскресения Христова, известный больше как Спас на Крови, на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) привлекает всех тех, кто приезжает в Санкт-Петербург, не только своей архитектурной композицией, но и знаменательной историей не случайно...
Храм построен на том месте, где 1 марта 1881 года членом “Народной воли” террористом И.Н. Гриневицким был смертельно ранен император Александр II. Это было восьмое покушение на жизнь царя, давшего России суд присяжных, освободившего крестьян от крепостной зависимости и способствовавшего проведению реформ, готовивших страну к выборному конституционному правлению.
Вечером того же дня, 1 марта 1881 года, после кончины императора вокруг места покушения был возведен деревянный забор и поставлен часовой.
2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести ... на средства города часовню или памятник", на что император ответил: "Желательно было бы иметь церковь, ... а не часовню".
Но первоначально на месте покушения на деньги купца 1-й гильдии Громова была возведена часовня по проекту архитектора Н.Л. Бенуа; в часовне ежедневно служились панихиды по убиенному императору. Когда в 1883 году стали строить собор, часовня была перенесена на Конюшенную площадь.
В конкурсе на проект храма, который решено было возвести на месте покушения, приняли участие многие крупные русские архитекторы: Н.Л. Бенуа, А.И. Рязанов. В.А. Шретер, Р.И. Кузьмин, Л.М. Павлинов и другие. Первый тур конкурса не дал результатов. Александр III высказал пожелание, чтобы храм был в стиле русских церквей XVI-XVII вв. Но втором туре высочайшее одобрение получил проект академика архитектуры Альфреда Александровича Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия (в миру – И.В. Малышева).
Осенью 1881 года архимандрит Игнатий предложил А.А. Парланду разработать проект собора на Екатерининском канале на основе его, архим. Игнатия, эскиза. До того А.А. Парланд уже составил несколько вариантов проекта, но согласился на это предложение. Результат получил одобрение имп. Александра III, после чего началось сооружение храма. В 1883 году архим. Игнатий умер, и всю дальнейшую работу по осуществлению проекта выполнил А.А. Порланд. Смета составила 3 млн. 600 тыс. рублей, но фактическая стоимость строительства, длившегося 24 года (1883-1907 г.) превысила сметную на 1 млн. руб., в основном, в связи с заменой живописи в храме на мозаику.
Закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, а земляные работы были начаты в 1886 году. Окончательный проект Парланда со многими дополнениями утвержден 1 мая 1887 г. В композиции собора были широко использованы приемы и формы собора Василия Блаженного (Покрова Богородицы) в Москве и Владимирского собора в Киеве (знаменитые росписи которого выполнены В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым и М.А. Врубелем).
Архитектура храма-памятника вобрала в себя черты национального, неорусского стиля на базе композиционных приемов московского и ярославского зодчества. Здание вытянуто с востока на запад. Основу композиции составляет кубический массив, увенчанный высоким (81 м) 8-ми гранным шатром, к которому примыкают четыре луковичные главки. С востока собор имеет три алтарных апсиды, каждая из которых завершается малым луковичным куполом; с запада располагается трехъярусная колокольня с золотым куполом. Вход в собор с северо-запада оформляют четыре крыльца с высокими шатровыми кровлями. Ограда, выполненная по рисунку А.А. Парланда, является частью единого архитектурно-художественного ансамбля. Стены здания облицованы эстляндским мрамором и специальным глазурованным кирпичом; цоколь облицован гранитом (известной в Петербурге мастерской Грациозо Ботта). Богатый декор храма составляют: фигурные наличники, кокошники, всевозможные пояски и изразцы. Купола покрыты позолоченными и эмалированными медными листами, кровли шатров, крылец, апсид – поливной разноцветной черепицей, а главка алтаря – золотой смальтой.
К открытию здание было снабжено отопительной системой, полностью электрифицировано; была создана зашита от молний (громоотводами служили кресты центрального купола и колокольни).
В нишах цоколя храма было установлено 20 гранитных досок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствования императора Александра II.
Во внутренней отделке храма были применены итальянские разноцветные мраморы, цветные и поделочные самоцветы из разных районов России: уральские яшмы, орлецы, порфиры, серо-фиолетовые алтайские яшмы, темно-красные, розовые и зеленоватые мраморы. Пол собора был выложен из разноцветных мраморных плит, представляющих сплошные красочные орнаменты.
Особое место в интерьере храма занимала сень, установленная на месте смертельного ранения императора. Сень была выполнена но рисунку А.А. Парланда и установлена в июле 1907 года. Основанием сени служили четыре колонны, из алтайской яшмы, с капителями, над которыми поднимались прямоугольные столбики, соединенные между собой резным каменным навесом и украшенные мозаичными иконами с изображением святых – покровителей царствующего дома Романовых. Колонны поддерживали антаблемент и каменный резной фронтон с вазами из николаевской яшмы по углам. Сень завершалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 великолепных топазов. Внутри сени каркас был облицован замечательным по своему цвету бухарским лазуритом: на облицовку свода было использовано более 3 пудов лазурита. Свод был инкрустирован звездами из сибирских самоцветов и топазов.
Сень оградили балюстрадой и ажурными металлическими решетками, которые были установлены уже после освящения храма, в 1913 году. В пол под сенью были вмонтированы части решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, те, на которые упал смертельно раненый император. А.А. Парланд писал:"Это место по окончании постройки снова восстановлено в прежнем виде, а именно: уложены часть тротуара с откосом из мелкого камня, часть булыжной мостовой и установлена часть решетки от набережной Екатерининского канала. Камни уложены в той же высоте, как было раньше. Пол сени оказался ниже церковного на семь ступеней".
Великолепны мозаичные иконы храма. Некоторые из них выполнены в традициях академической живописи по эскизам А.П. Рябушкпна, Н.А. Кошелева, Н.К. Бондаревского; некоторые – в традициях стиля модерн по эскизам М.В. Нестерова и В.В. Беляева; в композициях В.М. Васнецова и Н.Н. Харламова использованы традиции византийской иконописи. Общая площадь мозаик храма – 7050 м2. Большая икона северного киота "Святой Александр Невский" создана но эскизу М.В. Нестерова; иконы главного иконостаса "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель" – по эскизам В.М. Васнецова; мозаичное панно "Пантократор" в плафоне центрального купола – по эскизу Н.Н. Харламова. Обрамляющие иконы мозаичные орнаменты выполнены по оригиналам А.А. Парланда и А.П. Рябушкина.
Не менее замечательны и иконы, украшающие наружные стены храма. Входы в собор расположены с северной и южной сторон и решены как притворы с крыльцами на гранитных колоннах. На том месте, где обычно в храмах располагается главный вход, на фасаде установлено Распятие, исполненное но рисунку М.В. Нестерова. Фронтоны четырех крылец собора украшены мозаичными панно, созданными на Евангельские сюжеты по эскизам В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Распятие", "Снятие со Креста" и "Сошествие во ад". Все четыре мозаичные панно замечательны по композиции и колориту. Сами мозаики по изготовленным художниками эскизам выполнялись в мастерской А.А. Фролова. Колокольня собора украшена мозаичными изображениями гербов областей и губерний России.
Собор Воскресения Христова был единственным храмом Санкт-Петербурга, который получил те же права на государственное содержание, что и кафедральный собор св. Исаакия Далматского. В храме Воскресения Христова не крестили, не отпевали, не венчали, не совершали обычных треб приходской церкви. Но здесь ежедневно служили панихиды и читали проповеди, которые привлекали в собор огромное количество прихожан.
К храму Воскресения Христова были приписаны три часовни: Громовская, о которой было сказано выше, а также часовня во имя св. Александра Невского в ограде Летнего сада, возведенная в 1866-1867 гг. по проекту Р.И. Кузьмина на месте первого покушения на Александра II и часовня – ризница Иверской иконы Божией Матери, возведенная по проекту строителя собора А.А. Парланда в 1907 году – в год завершения постройки и освящения храма Воскресения.
После передачи в 1923 году Исаакиевского собора Обновленческой церкви собор Воскресения Христова был сделан кафедральным. Но это не помешало проведению варварских изъятий церковных ценностей из храма, иногда сопровождавшихся разрушением его интерьеров. С декабря 1927 г. собор являлся главным храмом иосифлян – движения, не признававшего компромиссов заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия с Советской властью. 30 октября 1930 года специальным постановлением ВЦИК собор был "приговорен" к закрытию и 18 ноября иосифлянская община сдала храм властям. В постановлении указывалось, что здание предполагается передать Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Однако выставка, посвященная "Народной воле", устроенная этим Обществом, в соборе пробыла недолго, с середины 1930-х гг. ее сменила свалка мусора, готовился снос здания. После войны храм использовался в качестве склада декораций Малого оперного театра. Драгоценная сень, установленная на месте смертельного ранения имп. Александра II, была почти полностью разрушена. От нее сохранились лишь четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаичными вставками в них, а также часть балюстрады из орлеца.
20 июля 1970 года собор, на протяжении многих десятилетий подвергавшийся разрушению и опустошению, был передан по решению Ленгорисполкома в ведение Государственного музея "Исаакиевский собор" и сделан его филиалом. К этому времени подвалы собора были полностью затоплены водой, гидроизоляция нарушена, металлические оконные переплеты повреждены и лишены стекол, камни мозаик, цоколь стен, сохранившиеся детали иконостаса и интерьеров находились в плачевном состоянии. Реставрационные работы, проводившиеся на протяжении двух последних десятилетий, лишь частично приостановили разрушение собора. В настоящее время, собор является музеем и пока не возвращен Санкт-Петербургской епархии.
“Храмы Санкт-Петербурга” История и современность,
С. Шульц.1994, с. 53-59 и
“Храмы Санкт-Петербурга” художественно-исторический очерк.
А.П. Павлов, 1995, с. 202-206
|
|