Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИДоклад Г.В. Боголюбовой,
президента славянского фонда России, заслуженного работника культуры РФ, члена Общественной Палаты РФ
В истории славянских народов Константинополь сыграл огромную роль. Он был крупнейшим центром европейской культуры на протяжении более тысячи лет: от античной эпохи до развитого средневековья, практически до эпохи Ренессанса, в которую он внес большой вклад. Отсюда, из Византии, к славянским народам пришла письменность. Отсюда же пришло ко многим из них и христианство, принявшее позднее черты Православия. Падение Константинополя в 1453 году угасило этот очаг культуры. Для славянских народов это был сильный удар со многими негативными последствиями. Больше других пострадали южнославянские народы – болгары и сербы, а также греки и румыны, попавшие на долгие века под османское владычество. Но бурный расцвет славянских культур в XVIII и XIX веках, способствовал становлению национального самосознания, именно культура, борьба за ее национальные формы явилась основной сферой политической, общественной и духовной жизни славянства. Происходит становление новых литературных языков, собиратели фольклора дают импульс к созданию оригинальных произведений народного творчества. Славянский романтизм становится ведущим стилем эпох, основная направленность которого основывается на идеях патриотизма. Появились выдающиеся поэты, художники, композиторы: Пушкин, Лермонтов, (Шевченко, – прим. Ред.) Чайковский, Мусоргский, Суриков, Верещагин – целая плеяда деятелей культуры, внесших огромный вклад в европейское культурное пространство. Были сломлены представления, сложившиеся в западных странах о том, что европейская цивилизация сконцентрирована лишь вокруг романо-германской оси. Между тем европейский континент даже с этнополитической точки зрения всегда был славяно-романо-германским треугольником. А культура играла и играет основополагающую роль в понятии цивилизации. Европейская цивилизация представляется весьма сложным явлением. В основе ее лежат христианство (будь то в католической, православной или протестантской форме) и античное наследие (эллинское и римское). Она вышла далеко за пределы европейского континента и включает в себя Северную Америку (США и Канаду), Латинскую Америку, Австралию и даже Новую Зеландию. Очевидно, что отдельные ее части обладают определенным своеобразием и известной автономией. Такой автономией обладает и "славянский мир", т.е. совокупность славянских народов, по крайней мере, та их часть, которая представлена православными народами. С известной долей условности сюда примыкают и народы, входящие в круг "поствизантийского наследия" (в Европе – греки и румыны, на Кавказе – грузины и армяне). Говоря о славянах, следует учитывать, что они никогда не жили изолированно от других народов, напротив – тесно с ними взаимодействовали, а в отношениях между собой – нередко враждовали. Если взять европейскую цивилизацию в рамках европейского континента, то надо отметить, что она представлена рядом базовых культур, в число которых входят французская, германская, английская, итальянская, а также русская (украинская, – прим. Ред.) культура. Для русской культуры и ее гуманитарного комплекса характерно наличие трёх проблем, которые появились в период формирования современного национального самосознания в XIX веке и памятны по дискуссиям того времени между славянофилами и западниками – "Россия и славянский мир" и "Россия и Запад", "Россия и Восток". Все эти три проблемы составляют тот, далеко не равнобедренный, треугольник, в котором бьется живая мысль и в настоящее время. Отмеченные проблемы всегда волновали русское общественное мнение. Естественно, что интерес к ним возрастал в переломные эпохи. В самом начале Первой мировой войны Валерий Брюсов – поэт-философ, энциклопедически образованный человек, обладавший широчайшими знаниями и умением формулировать проблемы, написал стихотворение, в котором было следующее четверостишие: Не надо несбыточных грез. Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос: Кто мы в этой старой Европе? Хотя В. Брюсов и не дал окончательного ответа на этот вопрос, характерно, что он как бы перекликался с известным стихотворением Александра Блока: "Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными очами". Так ли это? Теория "Евразийства" стала заполнять культурное пространство России. Ее объявляют особой цивилизацией с евразийским менталитетом. Выдающийся русский ученый Н.А. Бердяев считал эту теорию вредной, так как она отрезала Россию от славянства, отмежевывала от Европы и отодвигала далеко на Восток. Россия всегда была страной, органически входящей в европейскую цивилизацию (тем более Украина, – прим. Ред.), и с соответствующей культурой, которая имеет, конечно, ярко выраженное своеобразие. Выдающийся современный славяновед, профессор, директор института славяноведения В.К. Волков, так ответил на поставленный В. Брюсовым вопрос: О нет, не скифы мы, не гунны, не сарматы. Мы европейцы, а не азиаты.
Если говорить о нынешнем положении славянских народов в рамках европейской цивилизации, придется констатировать их крайнюю распыленность. Крушение коммунистического строя сопровождалось распадом многонациональных государств – СССР, Югославии, Чехословакии, проживших более 70 лет в рамках единых государств. Причины такого разъединения коренятся в особенностях доставшихся в наследие от советского периода, как следствие не только социальных, но и национальных экспериментов, проводившихся над целыми народами. Это третий, переживаемый славянскими народами кризис в отношениях между собой (первые два наблюдались после Берлинского конгресса 1878 г. и после Октябрьской революции в России 1917 г., когда правительство демонстративно отмежевывалось от любых форм сотрудничества славянских народов). Вновь образованные славянские государства на постсоветском и постюгославском пространстве редко ладят между собой, многие из них стремятся к вступлению в НАТО и в Европейский Союз, причем пренебрегая прежним сотрудничеством. Между тем эпоха глобализации и информатики, в которую мы ныне вступили, несет с собой не только заложенные в ней положительные технические возможности, но и определенные угрозы национальным культурам. Засилье безликой, массовой поп-культуры, базирующейся на формуле трех "С": страхе - сексе - силе”, не только на экранах телевизоров, но и в повседневном быту, грозит cвести национальную идентичность до этнографического уровня. Особенно тяжелые испытания судьба может приготовить малым славянским народам, недавно обретшим свою государственность, каких теперь немало. Словенцев и македонцев насчитывается до 2 млн человек. Словаков и хорватов – до 5 млн. Каков должен быть порог численности народов, способных выстоять в глобализирующемся мире? Совершенно естественно, что каждая славянская страна в своих действиях будет руководствоваться собственными национально-государственными интересами. Никто не прогнозирует каких-то политических объединений по этническому признаку. Но сотрудничество стран, экономика которых складывалась ранее в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, просто необходимо. К числу приоритетных сфер сотрудничества относится и культура. При этом нельзя допускать проявления ксенофобии, которая грозит серьезными политическими конфликтами. Она существует между отдельными славянскими народами. Но наиболее тяжкие последствия может повлечь за собой русофобия, которая в последнее десятилетие дала о себе знать как в прибалтийских странах, так и в некоторых славянских государствах. Эти настроения опасны, в первую очередь, для них самих. Русофобия – это раковая опухоль на теле славянства. Для оценки ее следует иметь в виду, что Россия является крупнейшим славянским государством, а русские по численности составляют большую часть всех славян. Более того, русская культура обладает статусом одной из базовых культур европейской цивилизации (но в контексте с Украиной, являющейся колыбелью славянства, – прим. Ред.), чем не может похвастаться ни один другой славянский народ. Даже с этой точки зрения русофобия сродни желанию плюнуть в колодец, из которого потом придется напиться.
Следует также иметь в виду, что "новый мировой порядок", становление которого мы наблюдаем сейчас и который является очередной конкретно-исторической системой международных отношений, не может быть вечным. Но и в нынешней геополитической ситуации, если отбросить пропагандистскую шелуху и не быть жертвой информационно-психологической войны, которая не прекращается в мире ни на минуту, Россия ни в коей мере не является пешкой, она остается великой державой по своему политическому весу и военной мощи. Что же касается ее экономического положения (которое также улучшается), то еще великий историк В.О. Ключевский отмечал, что уровень жизни россиян никогда не соответствовал ее реальной роли в мировой политике. Славянство в целом и Россия, в частности, принадлежат по всем параметрам к европейской цивилизации. Вклад всех народов и их культур в ее развитие чрезвычайно высок. Надо постараться сохранить все то ценное, что было накоплено веками. Культура – есть материализованная субстанция духовного состояния общества. И от того, каким будет духовное состояние общества, зависит будущее нашей страны, будущее цивилизации, будущее нашей планеты Земля! (В докладе использованы материалы международного симпозиума "Славянский мир в третьем тысячелетии", научные исследования Члена-корреспондента РАН, директора института славяноведения РАН – В.К. Волкова). Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ 08.02.06. См. также: Интернет журнал – Опыт святости XX века в образовательном процессе. Отчет о работе секции "Святоотеческое наследие и воспитание юношества". Образование и Православная культура. Доклад епископа Ставропольского и Владикавказский Феофана. Роль литературы в образовании и православном воспитании. Итоговый документ всероссийской конференции "Церковное искусство". Резолюция секции "Глобализация: векторы разрушения и пути защиты". Организация изучения православной культуры в Екатеринбургской епархии. Доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.
Православное понимание любви и брака и их подмены. Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. Утверждение духовности – основа возрождения. Доклад Генерального Прокурора РФ В.В. Устинова."Школа должна научить делать добро". Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента. Задачи нравственного и культурного возрождения народа и современная школа. Доклад Архимандрита Иоанна (Экономцева). Воспитание личности и современное общество. Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.Образование, здоровье, нравственность – главные жизненные ценности молодого. Доклад А.Д. Артамонова, губернатора Калужской области на XIV Рождественских чтениях. Будущее русской школы. Доклад С.В. Перевезенцева, сопредседателя Правления Союза писателей. |
|
|