Архітектура сакральна
ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ
типология и устройство
(Продолжение, начало см. в №2 (26), №3 (27) 2005 г.)
ПЕЩЕРНАЯ КЕЛИЯ:
несет в себе ясный смысл буквального умирания миру. Такая келия затворника, является одновременно и его будущей могилой. Пещерная келия – одна из внешних форм выражения идеи смерти для мира и по смыслу соответствует одежде великой схимы, с ее погребальной символикой. Пещерничество, типологически связано с распространенной среди русских иноков традицией устанавливать в своей келье гроб и использовать его как постель в часы сна. Идея смерти для мира как смерти для греха, основана на примере Иисуса Христа, совершенно исполнившего волю Божию. Воплощение этой идеи в символике иноческой одежды (схимы) и жилища (гроб в сенях келии или будущая могила в качестве келии), соответствуют обязательному монашескому деланию – памяти смертной, которая приобрела свой спасительный характер как память о грядущем Суде и воздаянии благодаря тридневному погребению и Воскресению из мертвых Иисуса Христа, обещавшего всеобщее воскресение и вечную жизнь.
Согласно И.М. Каманину, затворнические ниши-келии были "одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, где находится алтарь: они имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ее равна росту человека; в устье ее, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ее, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти могилой". Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение... По его сведению, в Лаврских пещерах насчитывалось 28 таких затворнических келий.
Отличительной чертой Лаврских погребений по сравнению с восточными монастырями, является сохранение останков в их целом, нерасчлененном виде, что свидетельствует об уважительном отношении к погребению и к телу почившего подвижника. Способ погребения мог отражать степень почитания и образ служения почившего. Этот способ в русских пещерных монастырях не является заимствованием ни Палестинского, ни Афонского способа в их чистом виде, а является самостоятельной формой христианского погребения, особенно характерной для первых христиан. Это соответствует общей духовной традиции православного монашества, выраженной в словах св. Кассиана Римлянина, что цель иночества – возрождение первохристианских традиций. Полной аналогии Печерским захоронениям в мировой практике не существует.
К сокровенной жизни во Христе Печерских подвижников, их св. мощам, как к земному небу, веками стекается на поклон вся Русь.
Продолжение следует
Підготував Олег Степанов
|
|