Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 27

№ 28

№ 29


 
Релігія і наука Релігія і наука

ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:
ДУША И ТЕЛО. МЫСЛИ

(Окончание, начало см. №3(27) 2005 г.)

По слову прп. Иоанна Дамаскина: "Все помыслы бывают трех устроений – человеческие, демонские и ангельские. Человеческий помысел связан с каким-либо воспоминанием. Демонский же помысел бывает сложный – из мыслей и страстей (пристрастий, ненависти, злопамятности, осуждения и т.п.). Ангельский же помысел есть бесстрастное ведение вещей, т.е. истинное знание, охраняющее ум и сохраняющее его от крайностей – средоточие, которому ангелы научают людей, умерших для мира, чтобы ум их был бесстрастен и видел вещи должным образом: не возвышался и не унижался; не уклонялся бы в отвращении от вещи ненавистью, но и не предавался бы неразумной привязанности, т.е. пристрастию; по лености не оставался бы в неведении, но и не уклонялся бы в неразумном старании, в многопопечительности и т.п."

Людям, подверженным греху, порокам и страстям, стоит ближе злой дух, и преимущественно он-то и будет высевать в таких людей свои чувства (страсти) и мысли. И, наоборот, святые будут слушать мысли ангелов и Бога. Так прп. Серафим говорил о себе, что он считал от Бога лишь первую мысль, появившуюся в его голове (по поводу какого-либо дела). Если же он отвергал ее по человеческому рассуждению, то замечал, что его последующие рассуждения ума потом оказывались ошибочными. Прп. Варсонофий Великий же достиг такой меры духовности, что дерзновенно утверждал, что его мысли шли от Самого Господа Бога. В его ответах инокам встречаются такие утверждения: "Напиши слова мои, точнее же сказать слова Божии" (ответ 31). "Через меня, малейшего, говорит тебе Бог" (ответ 226).

Той же меры достиг и старец Зосима из Троице-Сергиевской Лавры, который говорил про себя: "Я просил Господа, чтобы Он вошел в меня, чтобы я ничего сам не смел говорить, а говорил лишь то, что повелит мне сказать Господь. И бывает иногда благоговейно страшно мне внутри себя ощущать силу и голос Божий. Знаю, что больно иногда словом моим делаю людям, а иногда Бог утешает словом моим, но я обязан говорить им то, что внушает мне сказать Бог. Своего я никогда не говорю теперь ничего. И сбывается всегда слово Божие, потому что оно есть Истина и Жизнь. Иной раз я говорю совершенно неожиданно для себя нечто такое, чему и сам иной раз дивлюсь. Я предал и уста и сердце свое и душу Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, и что Он внушает, то говорю и то делаю. Нет у меня своих слов, нет у меня своей воли".

Пример этому рассказ недавно почившего благочестивого служителя Церкви – о. Константина Равинского. "Выйдя из дома врача, я увидел на улице тележку с сидящей на ней больной женщиной и стоящего около мужчину. Не знаю, что со мной случилось, но я подошел к ним и сказал мужчине: "Вам не у земного врача надо искать помощи. Больной нужно, прежде всего, идти в церковь и принести покаяние. Ведь она загубила жизнь четырех младенцев, от чего и болеет теперь тяжко. Лишь после покаяния она может поправиться от телесного недуга". Мужчина был изумлен моими словами. Я более не стал ничего говорить и ушел от них. Через неделю я вызвал к себе электромонтера, чтобы починить испортившуюся проводку. Им оказался тот самый муж больной женщины. Он обрадовался, увидев меня, и сказал, что они послушались моего совета: жена его покаялась на исповеди в совершенных ею грехах, причастилась, и теперь ее здоровье поправляется. Он горячо меня благодарил за наставление".

Конечно, говорить о принятии мыслей от Бога и ангелов могли лишь святые и подвижники благочестия. На людей же, находящихся в стадии очищения, влияют и ангел и лукавый дух. В этом случае душа человека является ареной борьбы добрых и злых духов за свое влияние. Ф.М. Достоевский писал: "Сатана с Богом борется, а поле битвы – сердца людей". Мы обычно не обращаем внимания, откуда появилась новая мысль, отчего зародилось желание? Нам не приходит в голову, что мы в это время являемся объектом воздействия извне. А ведь так важно это понять и тотчас же определить, кто является субъектом, забросившим в наш разум мысль или зародившим в сердце желание: шло ли оно "справа"– от Ангела-Хранителя или "слева" – от лукавого духа? Как распознать, откуда идет мысль? На этот вопрос прп. Варсонофий Великий отвечает: "Помыслы, приходящие от демонов, прежде всего, бывают исполнены смущения и печали и влекут вслед себя скрыто и тонко: ибо враги одеваются в одежды овечьи и прельщают сердца незлобивых тем, что кажется хорошо, а на самом деле зловредно. Что ни услышишь, или помыслишь, или увидишь и при этом, хотя на волос смутится твое сердце – все это от бесов". В другом месте он говорит: "Всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью; все же вражеское бывает со смущением и мятежом".

Ангел – "пастырь" так объяснил св. Ерму действие двух ангелов: "Добрый Ангел тих, скромен, кроток, мирен. Когда он войдет в сердце, то будет внушать тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие... Злой же ангел злобен, гневлив и безрассуден... Когда приступит к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; также, когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел разных: роскошных яств и напитков, чужих жен, гордость, хвастовство, надменность и т.п., тогда знай, что с тобой злой ангел". Однако, как прп. Варсонофий, так и другие Св. Отцы предупреждают, что трудно без большого духовного опыта различать, откуда приходят мысли-помыслы. Схиархимандрит Софроний так пишет об этом: "Внешняя форма, в которую облекается помысел, очень часто не дает возможности понять, откуда он. Часто помысел приходит тихо и осторожно, и первая словесная форма его может показаться не только вполне естественной, но и мудрою и даже святою; и, однако, иногда достаточно одного легчайшего прикосновения такого помысла, чтобы произвести глубокие изменения в душе. Суждение о природе помысла, можно сказать, никогда не должно исходить из его внешней формы, и только опыт приводит к познанию того, какой силы и вместе тонкости могут достигать демонские внушения. Возможны самые разнообразные их виды. Даже когда помысел по природе своей добр, в него может быть привнесено нечто чуждое и тем изменено его духовное содержание и действие".

Итак, способность к различению мыслей является достоянием уже зрелых в духовной жизни людей, а новоначальным в ней следует прибегать к советам опытных духовно людей, а за отсутствием таковых – к молитве. Чаще всего мы являемся игрушками в нашем мысленном море, над которым господствует лукавый и кидает нас в нем по своему произволу из одного мысленного искушения к другому. Как пишет старец Силуан: "Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая и дичает и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и та целый день проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа". Преодолевать обычный ход мыслей для человека настолько трудно, что оптинский старец Варсонофий говорит, что "борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество".

Учитывая все сказанное и нашу слабость в отношении господства над своими мыслями, нам необходимо начать борьбу за усиление этого господства и за предохранение себя от мыслей, идущих из темной стороны, мистического космоса. Это достигается более всего приучением себя к "непрестанной" молитве. Как говорил старец Парфений Киевский: "Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном; уму тяжелы и беседы и видения людей и все отвлекающее его от Бога". В отдельных же случаях, когда нам надо быстро найти для чего-либо верное решение, а мысли раздваиваются, или мы не можем что-либо вспомнить, или мы боимся своей забывчивости для какого-либо момента или случая жизни, нам надо усердно, внимательно, от всего сердца попросить нашего Ангела-Хранителя придти к нам на помощь и подсказать нам необходимую мысль или вовремя напомнить нам что-либо. А когда получим просимое, то, конечно, надо тотчас же мысленно поблагодарить Ангела-Хранителя. Как говорил Макарий Великий: "Как тело от видимого греха, так и душу и ум должно хранить от непотребных помыслов: ибо душа – невеста Христова".

Однако, одна грешная мысль или "прилог" (по терминологии Св. Отцов) еще не вменяется в грех человеку, как всеянная извне, если только она не вызвала в нем "сочетания" (по терминологии Св. Отцов), т.е. сочувствия к пролетевшей мысли сердца человеческого. Старец Варсонофий Оптинский так пояснял безгрешность одного прилога мысли: "Если зимой ветер откроет дверь и в комнату с вьюгой налетит снег, то хозяин не виноват в этом. Так нет вины и в том, когда у нас возникнут недолжные помыслы. Но как хозяин комнаты должен и дверь закрыть и комнату прибрать, так и нам надо немедленно начать молиться, чтобы Господь защитил нас от той темной силы, которая внушала нам эти помыслы". При этом старец рекомендовал в этих случаях прибегать к Иисусовой молитве.

В одном монастыре жил инок, у которого заметили некоторую странность. Когда он шел один, то часто поворачивался в левую сторону и вполголоса говорил: "Отрекаюсь". Инока спросили, что значит это, постоянно произносимое им слово. Инок ответил: "Мне часто приходят в голову разные недобрые и греховные мысли. Но мое сердце не расположено к ним, как к мыслям, всеваемым в меня лукавым. Я не хочу отвечать за них, как за чужие мысли и отказываюсь от них перед лицом Господа произнося –"отрекаюсь". Этот инок хорошо понимал разницу между стремлениями своего сердца и потоком мыслей в голове, в который вплетались мысли и образы из глубин мистически-темного космического мира. И он мудро поступал, пресекая темные "прилоги" словом "отрекаюсь". Как пишет архиеп. Варлаам Ряшенцев: "Счастлив тот, кто убежит от омута бесовских помыслов и бросит бесплодное и отрешенное от духовной действительности течение мыслей, будет жить не мечтами, а живой действительностью и живым общением с предметами духовного мира... Счастлив тот, кто познал ложь помыслов наших (не деловых), не беседует с ними, и у кого мышление не мечтательное". Но если за случайные (всеваемые в нас) мысли (прилоги) мы не несем ответственности, то за желания мы ответственны. И те мысли, на которых отозвалось желание сердца человека, могут быть уже очень опасны для него. Как пишет архиепископ Иоанн: "Одним волоском, помыслом, как паутина тонким, от человека может заволакиваться все небо". О значении для души мыслей человека так пишет о. Иоанн С.: "Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий; потому, чтобы сердце было чисто, добро, покойно, а расположение воли доброе и благочестивое, надо очищать свои мысли молитвою, чтением Св. Писания и творений Св. Отцов, размышлением о тленности и исчезновении земных удовольствий".

Не будем думать, что мы в какой-то мере владеем нашими мыслями. Мы в тяжком плену у них. И если мы захотели бы владеть ими, как владели ими святые подвижники, то мы сразу же заметили бы и свое бессилие и те великие трудности, которые преодолевали подвижники благочестия. Об этом так пишет схиархимандрит Софроний: "Подвижник, делатель умного безмолвия, в своем отвлечении от всего внешнего, в стремлении в течение дня и ночи довести число приходящих извне впечатлений до возможного последнего минимума, удаляясь для этого от любопытного смотрения на внешний мир, от слышания посторонних бесед, от чтения книг, всею силою сосредоточивается на своем внутреннем бытии и там вступает в единоборство с помыслом. Только при этом условии можно познать его род и силу, иногда колоссальную. Недостаточно внимательный внутренне человек весьма легко подпадает влиянию помысла и становится его рабом. Через склонение своей воли к помыслу человек уподобляется духовно и даже отождествляется с тем духом, энергия которого заключена в помысле. Принимая душой страстный помысел, который очень часто есть результат демонического влияния, человек через то становится орудием демонического действия. Умное внутреннее внимание с молитвой в сердце дает христианину возможность видеть помысел прежде, чем он войдет в сердце. Ум, безмолвным вниманием стоящий в сердце, видит, как помысел приближается извне, пытаясь проникнуть в сердце, и молитвой отгоняет его".

Старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры некоторым из своих духовных детей велел молиться о том, чтобы Господь Сам влагал мысли в их ум и Сам действовал через них: "Для этого надо молиться так: "Господи, Сам во мне живи. Сам говори. Сам действуй!" И когда говорит Господь через уста человеческие, то все слова того человека действенны бывают, все сказанное им исполняется. И дивится сему и сам говорящий. Только надо твердую веру иметь и отдать Господу и сердце и уста. Только тогда мудрствовать нельзя, мудрость свою надо отдать Господу, все, все надо Ему передать и жизнь надо вести такую, чтобы Господу дать доступ, чтобы Он мог, что хочет творить с тобою".

Бывают случаи, когда христианин подвергается нападению так называемых "хульных" мыслей. Вот как пишет об этом архимандрит Борис Холчев: "Среди многих мыслей есть такие мысли, которые носят явно дьявольский характер. ... Человек молится – у него на душе спокойно, и вдруг, как стрела, в его сознании появляются эти хульные мысли: какие-нибудь оскорбительные мысли по отношению к Богу, или сомнение в таких истинах, в которых человек убежден, сомнения в бытии Бога, в спасении, совершаемом Господом Иисусом Христом. Или бывают хульные мысли по отношению к Пречистой Деве Марии и святым угодникам Божиим. Бывает так, что человек взглянет на икону, а в это время в его сознании, как стрела, возникают какие-нибудь хульные мысли. Об этих помыслах Св. Отцы говорят, что это – дьявольское искушение. Некоторые люди, испытывая хульные мысли, впадают в отчаяние. Они думают, что они виноваты, перестают молиться, бояться приступить к Святым Тайнам. А Св. Отцы говорят, что человек не виноват в таких мыслях. Эти мысли вкладывает в душу человека дьявол, и он будет отвечать за эти мысли.

Человек бывает виноват в том случае, если он задерживается на этих мыслях, если он вступает в разговор с этими мыслями, тогда он виноват. Это один из видов сетей дьявольских.

Старцы предлагают наиболее действительное средство для борьбы с нападением хульных мыслей частое причащение Святых Христовых Тайн. В тяжелых случаях, они предлагают причащаться каждый день.

Н.Пестов
    
  
№ 28
червень 2005 року

Зміст номера:

Зі Святом Святої Трійці!

Привітання редакції ВІК

Православна культура і сучасність

Неправда за обкладинкою Iстини

Душа человеческая: душа и тело. Мысли

Таинство Святой Троицы

Православные монастыри. Типология и устройство

Собор Святой Троицы в Хайновке (Польша)

Еволюційна біологія та православний світогляд

Cлово о догмате Святой Троицы

Православие в мировой культуре

Петрiв пiст

Новини звідусіль

Собор Святой Троицы в Хайновке

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz