Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 18

№ 19

№ 20


 
З молитвою до воцерковлення З молитвою до воцерковлення

СТРАСТИ ПО “МАТРИЦЕ”

Все мы живем в мире, где технические и электронные устройства используются практически во всех сферах жизни. Они кажутся нам необходимыми и незаменимыми, и об этом нам напоминает реклама везде и повсюду: на улицах и транспорте, телевидение, пресса, интернет. Мы почти не можем обойтись без телефона, радио, магнитофона, телевизора, холодильника, транспорта и компьютера... Стремительный прогресс техники и электроники захлебнул XX век, достигнув невероятных технологий, превращаясь в главную Игрушку и XXI века.

Электроника – вредное “сатанинское изобретение” или все-таки полезный инструмент, который можно использовать во славу Божию на благо Церкви? Не вырвется ли из-под контроля виртуальный разум, не возьмет ли верх над человеком, и не сделает ли нас рабами или не уничтожит все человечество? Что же будет в будущем, если сейчас возникают противоречия?

На этот вопрос уже много раз говорилось на страницах православной и светской периодики. О вреде и злоупотреблении телевизора, компьютерных игр, игры “Тамагочи”, интернета, кодирования... Иногда доходило даже до запрещения некоторыми духовниками пользоваться телевизором и компьютером! Тем не менее, есть и др. сторона - православное видео, уже привычное для воскресных школ и православных семей, ни одна редакция церковных изданий не обходится без компьютера, оргтехники, электронной почты; всем известны сайты Православной Церкви в интернете и т.д.

Но на этот вопрос пытаются ответить и фантасты-мечтатели и параллельно, зарабатывая миллионы долларов на своих безумных замысловатых гаданиях в виде сценариев для очередных блокбастеров Голливуда, который в последние годы стал исчерпывать свежие идеи, выпуская новые версии старых сюжетов, интригуя зрителя лишь спецэффектами.

Будущее может быть разным, и путей к нему тоже много, но ни то, ни другое предсказать невозможно, на все воля Божия…

Но представьте, что весь окружающий вас мир - не что иное, как виртуальная реальность, смоделированная высшей компьютерной программой – “Матрицей”, а люди в реальной жизни служат всего лишь источником энергии для нее и выращиваются искусственно машинами в спецкапсулах.

В начале XXI века машины победили людей в жестокой войне интеллекта, превратив планету в огромное кладбище-руину и в место своего обитания. Но, а создатель Матрицы властвует над ними и управляет событиями, и жизнями черпая энергию из людей-рабов… Но некоторые люди спаслись и создали целый подземный город Сион на глубине 4 км от поверхности, где и находится центр сопротивления, оснащенный тоже машинами и флотом из летающих кораблей, путешествующих по коммуникациям, и сражаясь с машинами-часовыми. Задача повстанцев освободить как можно больше людей от рабства лживой виртуальной жизни и открыть реальное положение вещей, чтобы, в конце концов, победить Матрицу, ее машин-убийц и агентов. Команда ведущего корабля во главе с харизматиком Морхеем (или Морфеусом) и Троицей (или Тринити, такое имя присвоили женщине-хакеру!) для решающей схватки. А для этого они ищут в виртуальном мире Матрицы “мессию-освободителя,” предсказанного Оракулом, который сможет сделать это. И они вычисляют Томаса Андерса, программиста респектабельной компьютерной компании, он же хакер Нео… Он делает выбор, принимая красную таблетку, и освобождается от рабства Матрицы... Учась, встечаясь с Оракулом, постепенно, через сомнения верит в свои силы. Сражаясь сквозь полчища агентов и машин, он начинает подчинять их себе тем самым, нарушая программу Матрицы…

Виртуальная победа Нео дается почти сверхъестественным способом через смерть, любовь, восстание из мертвых и веру…

Это безумный сюжет нашумевшего американского фильма “The Matrix”. Главный герой - молодой программист-хакер Нео (актер Киану Ривз). “Матрица по всюду, мир, который натянут тебе на глаза, чтобы ты не видел правды, что ты раб, что ты в тюрьме…” из которой можно вырваться только виртуально-реальным способом… – такой лейт-мотив фильма. Реальность и виртуальность становятся здесь неким противопоставлением, где грани исчезают. Как не задуматься о будущем…

Фильм не появился на ровном месте у него было несколько предшественников. Это фильмы “Трон”, “Газонокосильщик” 1-й и 2-й, “13 этаж” и др. Но “Матрица” оказала на умы людей, особенно молодых, слишком сильное влияние, благодаря своей идеологии, которая имитирует себя под что-то псевдо религиозное и даже вобравшее в себя несколько библейских имен и названий: “Новуходоносор”, “Сион” и др. Но о Боге ни слова Его заменил “герой-идол” – Нео и его сподвижники. В фильме Церковь, ангелов, бесов называют лишь частью симуляции Матрицы, т.е. обманом! Упоминается и некий “храм” в г. Сионе и “молитва”, но какой храм и к кому молитва? Об этом несказано ни слова, т.к. это для создателей фильма скорее всего неважно.

После показа первого фильма “Матрица” в 1999 году (с бюджетом $ 65 млн. и с премьерными сборами в $ 9,3 млн.) о нем стали говорить как о “культовом”, “философском”, “новое кино нового века” и т.д. Некоторые кинокритики даже еще не решили, как к новому кино относится – хулить или хвалить. Противники говорят, что прежняя философия выродилась в комерческий боевик (тому подтверждение возрождение “Терминара” в 3-м фильме и “похороненных” монстров из “Кашмаров на улице вязов” и “Пятницы 13” в фильме “Фреди против Джейсона” 2003 г.). Битва людей с изошренной машинерией определит тему не одного блокбастера на ближайшее время. А может быть и навсегда.

Главный герой фильма актер Киану Ривз после съемок несколько дней пребывал в загуле. Нервы его были, явно, расшатаны, понятно было отчего… Страсти по “Матрице” уже стали стихать (хотя ее идеи глубоко засели в умы зрителей), но режиссерам братьям Энди и Ларри Вачевски оказалось мало ошеломительного дохода от проката фильма и они сняли продолжение, казалось бы, уже законченного сюжета - “Матрица - перезагрузка” и “Матрица - революция” 2003 года с превысившими в несколько раз бюджетом первого фильма.

Съемки “Матрицы” держались в строжайшей тайне. Некоторые актеры понятия не имели, в чем снимаются. Со сценарием познакомили только несколько человек. А братьев Вачевски – на студии спрятали от посторонних глаз журналистов. До сих пор режиссеры так и не сказали прессе ни слова. А элемент таинственности еще более притягивает… Зато все тайны знает интернет, где подробно расписан был сюжет премьер.

Второй и третий фильмы были явно сняты как комерческие. Во втором фильме Морфеус, Тринити, Нео (ставшие почти “богами” для жителей Сиона) узнают, что к секретам Матрицы имеет доступ антигерой-француз – мастер ключей. У него все коды… Погоня на мотоциклах, машинах, драки с охранниками мастера и перепрограммируемыми агентами Матрицы за ключника и т.д. растянут на два с половиной часа спецэффектов. В итоге после множества жертв и драк Нео попадает за дверь “исходника”, в “святая святых” Матрицы, а именно к самому ее потусторонему создателю, где узнает замысел программы и суть всего происходящего… Что до этого было 5 версий Матрицы, что 5 раз Сион был уничтожен и что сам он словно аномалия 6-й версии в программе и от его выбора зависит жизнь каждого... Но Нео делает выбор и не смиряется с роковой правдой. Он продолжает бороться еще ожесточеннее, пытаясь спасти Сион и свою возлюбленную Тринити, сам при этом оказывается закрытым между двумя мирами. “Перезагрузка” заканчивается интиригующе…

Съемки “Перезагрузки” для Кеану Ривза оказались не без последствий, а превратились в реальной его жизни в настоящую муку… Накануне у актера родился мертвый ребенок (не удивительно, если отец заядлый наркоман!), а походу съемок еще пришлось спасать смертельно больную лейкемией сестру…

Фильм “Матрица–2" потерял 22-летнюю поп-звезду Элаю, от диабета скончалась актриса Глория Фостер (игравшая роль Оракула). Во время съемок актеры ломали себе ноги, получали сотрясение мозга, но упорно продолжали сниматься…

В третьем фильме “Революция”, освобожденный Тринити и Морфиусом из заключения Мастера ключей, Нео, несмотря на ослепление оборотнем-Смитом, гибелью Тринити освобождает мир посредством тех же машин и заложенной в нем некой сверх-программы от порабощения Матрицы. - “Все что имеет начало, имеет и конец” - один из лейт мотив фильма.

Итог - фильм стал окончательно “культовым”. Понимать главную идею, заложенную режиссерами фильма-трилогии, можно в разных плоскостях и весьма не однозначно и туманно. Единственные вечные ценности, которые в нем проблескивают, хотя и весьма натянуто – вера, жертвенность и любовь... Но многие его виртуальные понятия так глубоко вошли в головы молодежи, что чтобы их изменить понадобится или “загрузится” еще более мощным фильмом или влияние из вне, и оно не заставило себя ждать показывая истинный бесовский замысел…

Один из фанатов “Матрицы”, молодой американский паренок, глубоко проникнувшись духом и буквой культового фильма, сошел с ума… Он уверовал в то, что окружающий мир – это лишь компьютерная симуляция, а реальность размыта, вообразил себя главным героем Нео и решил восстановить в Америке справедливость… Прежде чем разгромить все компьтеры страны, он начал с живых людей – со своих родителей, которые пали смертью храбрых от руки помешанного сына. Киноману не дали расправится с соседями и подруки отвезли в соответственное учреждение… Страшно, то что это не единичный случай “тлетворного” влияния виртуального фильма на сознание зрителей.

Как жаль, что современную молодежь, в большенстве, не интересует совсем понятия “покаяние”, “причастие”, “молитва”, “спасение души”, “Царство Небесное”, им ближе виртуальный мир, окутывающий их все больше бесовскими сетями страстей, гордыни, зла. Для них он более реален, чем “Царство Божие”… Как важно достучатся до их сердец пока еще не позно, ведь будущее зависит от их выбора!

Фильм, фильмом, и таких блокбастеров выйдет еще немало, но а в реальности технический прогресс ведет к изменению способа нашего общения, культуры, объема информации, возможно, даже наших природных способностей. Молекулярные, оптические и квантовые компьютеры могут стать (со временем) вездесущими! В наступившем веке вычислительная техника сольется не только со средствами связи и машиностроением, но и с биологическими процессами, что откроет возможности создания искусственных имплантантов, интеллектуальных тканей, разумных машин, “живых” компьютеров и человеко-машинных гибридов! Уже в 2020 году компьютеры могут достигнуть обрабатывающей мощности мозга человека – 20 000 000 операций в секунду! А к 2060 году компьютер сравняется по силе разума со всем человечеством! Одной вероятности подобной перспективы достаточно, чтобы отбросить любые опасения по поводу применения био- и генной инженерии для расширения способностей человека. К 2030 году может начаться распределение вживленных устройств с прямым доступом к нейронам! Ближе к середине столетия в мире киберпространства могут уже царить микро и наноустройства (интеллектуальная пыль). Тогда уже интернет будет представлять собой отображение почти всего реального мира. Причем разрешение изображений, учитывая вероятные размеры емкости запоминающих устройств того времени, будет очень высоким. Надев на себя шлем виртуальной реальности, можно будет совершить полноценный круиз в любой уголок земного шара, не покидая своей квартиры. А если кто-нибудь, скажем, из Рима, захочет нанести вам визит через Сеть, вы сможете открыть для него (и для всего мира) свое собственное изображение реального времени. Таким образом, грань между кибер - и реальным пространством начнет исчезать, как здесь не вспомнить “Матрицу”…

На биологическом фронте исследования в области клетки приближают возможность замены тканей или органов, включая нейроны, которые раньше считались незаменимыми. Более того, клетки и ткани можно будет наделять способностями обработки и передачи данных. Подобный контроль над живыми процессами дает вероятность на увеличение продолжительности жизни: ученые не видят принципиальных препятствий к тому, чтобы люди жили несколько сотен лет! Пока здравый смысл не приспособился к переменчивому технологическому миру, это будущее кажется чуждым такому знакомому современному миру. Путешествие во времени может завести в “рай” безумных технологий, и наша задача уже сейчас не допустить превратить творение Божие в виртуальный ад.

Олег Степанов
    
  
№ 19
січень 2004 року

Зміст номера:

Різдво Христове

"Змiнюймо себе.., щоб Богонемовля змогло народитися в наших душах i серцях"!

История праздника Рождества

Страсти по "МАТРИЦЕ"

Святкова кулінарія

Бог — в душі?

Святая вода - живая вода

Mіж Богом і дияволом

Бремя выбора

Церкoвнoе служение женщины

Бoгoявление

Новини звідусіль

Різдвяна ялинка. Дитячий додаток

Різдвяна ялинка. Продовження

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Штейніков, Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Предложение для малого бизнеса реклама на подъездах в Митино и Куркино.
Hosted by uCoz