Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
БOГOЯВЛЕНИЕ(6 января ст.ст - 19 января н.ст.)
Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды. В начале книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие, и как из этих вод возникали все живые существа. В течении жизни всего человечества - но так ярко в Ветхом Завете - мы видим воды, как образ жизни; они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды, воды потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять пред судом Божиим. И вот Христос пришел на Иорданские воды: в этих водах уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и грехом людей, которые ими омывались! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига, проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие тяжесть греха - Он, безгрешный.
Этот момент крещения Господня - один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. В день Крещения Господня завершается подготовительный путь; теперь созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос идет вольной волей, свободно, исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но и всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеского падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, носящие в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубины и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, делаются способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царствия Божия. Митрополит Антоний Сурожский
|
|
|