Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
ЦЕРКOВНOЕ СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫКаждое столетие мировой истории отражается на истории Церкви Христовой, изменяет направления богословских течений, ставит новые проблемы и задачи перед пастырями и мирянами. Нынешнее время поставило на повестку дня вопрос о роли женщин в жизни Церкви и о тех функциях, которые могла бы исполнять женщина при совершении богослужения. Во многом проблема обостряется тем, что женщины составляют основную часть мирян, тогда как число мужчин с трудом покрывает потребность в духовенстве и церковнослужителях. Во многих неправославных христианских конфессиях было принято экстремальное решение этого вопроса: не ограничивая церковное служение женщин вспомогательными постами, их приняли в церковную иерархию в качестве священнослужительниц. В августе 1976 года в городе Миннеаполисе на Генеральной Ассамблее Епископальной Церкви США в присутствии архиепископа Кентерберийского Коггана было принято официальное решение о разрешении хиротоний (рукоположений) женщин в сан священников и епископов. Возможно вполне логичное недоумение: какое отношение все это имеет к православным верующим. Однако реалии приходской жизни и влияние западной культуры не снимают этого вопроса, а, напротив, делают его еще более актуальным. Еще в начале ХХ века Святейший Синод Русской Православной Церкви признал необходимым восстановить в Церкви древний чин диаконис, чтобы привлечь женщину-христианку к более деятельному и широкому участию в деле церковного попечения о больных, немощных и бедных. Такое решение не могло быть принято при отсутствии остроты „женского“ вопроса, и наивно полагать, что XXI век позволит нам оставить эту тему без внимания. Дискуссии такого рода потребуют привлечения многовекового опыта Христианской Церкви и высочайшего уровня научно-богословских знаний. Во времена земной проповеди Иисуса Христа женщины проявили себя как ревностные последовательницы своего Учителя (Лк. 8:2-3). Они принимали Христа в своих домах, всем сердцем воспринимали Его Божественное Слово и вместе с Ним следовали из Галилеи до Голгофы, не оставляя Сына Божия ни в страданиях, ни в смерти (Мф. 27:55). Не случайно первое поручение о проповеди Воскресения Спаситель дает Марии Магдалине, а не Апостолам (Ин. 20:17-18). По Вознесении Господа женщины помогали Его ученикам в деле благовестия и попечения о Церкви (Деяния 18:2-3; Рим. 16:1-4). Но мы не найдем в Новом Завете примера непосредственного, совершительного участия женщин в таинствах. Они не входили ни в состав двенадцати ближайших учеников Христа, ни даже в состав семидесяти. Господь не наделял их силой и властью „вязать и решить“, ни один из Апостолов не рукополагал их, хотя помощь жен-христианок была значительной. В первые века христианства количество таких женщин значительно возросло, и их стали называть диаконисами. О диаконисах знали даже язычники и считали их (вполне справедливо) очень близкими к делам веры. Их вера, сила духа, богословская подготовка, которой порой могли позавидовать и богословы-мужчины, вызывали восхищение у многих святых отцов Церкви. Диаконисам писали приветствия и похвалы св. Игнатий Богоносец, св. Климент Римский и многие другие. Однако все попытки некоторых диаконис посягнуть на недозволенное священнослужение всегда пресекалось и осуждалось Святыми Отцами. Вселенские Соборы (I-ый Никейский, IV-ый Халкидонский, VI-ой Константинопольский), Святые Отцы и учителя Церкви, а так же византийские императоры определяли церковное служение женщины не как тайносовершительное, а как вспомогательное. Участие женщин при богослужении и в делах благотворительности было вызвано потребностями времени и внешним удобством. Например, в первые века христианства в Церковь вступало много лиц взрослых (что сходно и с нашим временем), а крещение совершалось через всецелое погружение. Во избежание соблазна и для сохранения ненадломленной скромности крещаемых женщин, диакониса помогала женщинам раздеться, одеться и, кроме того, помазывала тело крещаемой св. елеем. Но никакой речи о служении диаконис у Престола Божия не было. Священник Церкви — это благовестник Истины, наставник в заповедях, совершитель Таинств. Для этого Господь поставил Своих учеников — Апостолов. Власть и благодать, полученную ими от Спасителя, они во всей полноте передают своим последователям. Так возникает церковная иерархия, и женщина находится за ее пределами. Однако нельзя вопрос о невозможности женского священства сводить к унижению достоинства женщины и ее желания более полноценно участвовать в богослужебной жизни. Иерархический чин — это прежде всего свидетельство Божией благодати, являемой нам в Таинствах Церкви. Главным совершителем Таинств является Иисус Христос. Священнослужитель — образ Христа, и это свято охраняется Церковью. Проблема женского священства — вопрос не столько богословия и церковного права, сколько личного духовного опыта и веры в Церковь. Недостаток знаний, слабость веры, нежелание понять дух Священного Писания только усиливают его актуальность. Вовсе неуместно говорить, что Церковь отрицает или недопонимает значимость роли женщин в становлении и распространении христианства. Они несли и несут подвиг благовестия, мученичества, молитвы и благотворительности. Яркий пример тому Марфо-Мариинская обитель в Москве, открывшаяся в 1910 году, и ее первая настоятельница преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Женщинам не запрещается участвовать в богослужении, исполняя вспомогательные функции: читать, петь, следить за порядком в храме и алтаре (монахиням после 50 лет и игуменьям). Как никогда, сегодня Церковь нуждается в помощи женщин-христианок для плодотворной жизни приходских храмов. Нужны квалифицированные преподавательницы детских воскресных школ, православных женских училищ и гимназий. Но стоит признать, что служение православных женщин распространяется еще далеко не на все стороны церковной и общественной жизни, как это было во времена влияния Церкви на мир. Иерей Николай Леонтьев
|
|
|