Архітектура сакральна
ХРАМ:
НА ГРАНИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Сегодня, мы живем во время возрождения церковных приходов и духовного самосознания, трудно не заметить, как много сейчас возрождается руками священников, архитекторов и просто прихожан, разрушенные церкви, колокольни и целые храмовые комплексы. На сегодняшнее время восстановлено немало православных церквей и ещё больше строится новых (более 1000 церквей).
Каким быть православному храму в ближайшем будущем, в третьем тысячелетии христианства?
Каким быть храму в Украине, где уже более 1000 лет существует Православие и где, так много было воздвигнуто церквей?
Эти вопросы задавались не раз архитекторами, строителями и теми которым не равнодушно будущее Украины и Церкви.
Как же решается вопрос строительства храма в наши дни? К этому вопросу можно подходить по-разному. Можно построить церковь в формах стиля той или иной исторической эпохи, к примеру, в формах архитектуры Византии, Киевской Руси или украинского барокко. Но ведь современные условия жизни требуют осмысления всей истории храмоздательства и поиска решения нового, скажут одни. В этом вопросе нужна духовность и знание, т.к. это церковная архитектура и несёт огромное влияние на души и жизни людей. Решить вопрос простым копированием форм, рожденных в прошлых исторических и культурных этапах, не во всех случаях правильно. Храм будет находиться среди современной застройки и, конечно, должен пребывать в гармоническом взаимодействии с окружающей природой и архитектурной средой. Он должен бесспорно говорить о вековых традициях, о национальном характере красоты, при этом сохранять церковные каноны, поэтому определенное обращение к национальным традициям архитектуры прошлого вполне логично и правильно.
Успешное воплощение храма во многом зависит от взаимопонимания и согласованного взаимодействия всех сторон, участвующих в строительстве, на всех этапах: от постановки конкретного заказа, проектирования – до конечных стадий реализации данного проекта храма.
Сейчас строить церкви стало даже престижно и, поэтому строительство храма можно видеть в каждом городе, во многих районах, особенно там, где храм необходим. Строительство церквей в Украине значительно растет с каждым годом, растет количество приходов, т.к. люди тянутся к Богу, к молитве, хотят обрести тот спасительный мир душе который не может дать суетный, грешный стиль современной жизни.
Уже прошло более 10 лет с момента празднования 1000-я крещения Руси, где в преддверии этого встал впервые этот вопрос, после 70-летней паузы воинствующего атеизма. За эти года уже есть небольшой опыт строительства церквей в новых, современных условиях. Конечно, не все экспериментальные "модели" храмоздательства удались, но в целом вырисовались основные тенденции и пути развития церковной архитектуры.
Основных направлений два.
Это - традиционный подход, т.е. строительство церквей в формах прошлого, будь-то псевдовизантия или необарокко. И современный, модернистский подход, базирующийся на модернизации и поисках новых форм и решений. Можно опустить такие подходы, как цитирование тех или иных форм прошлого или стилизаторство и эклектизм, всё это занимает промежуточное место между традиционным и новаторским направлениями.
1. Традиционный подход или направление зиждется на том, что за многие столетия вырисовался и сформировался образ храма, соответствующий сакральному действию Божественной литургии. Православная Церковь имеет определенный канон или правило для строительства храма. Это правило, конечно, особо не распространяется на стилистику храма, а в первую очередь, на его структуру и размещение основных помещений. Это было проверено уже многими столетиями.
На Руси, после принятия христианства постепенно сформировались образцы, по которым строились потом все храмы на всем просторе славянских народов, правда иногда в других пропорциях, размерах, с добавлением тех или иных деталей, но схема оставалась та же. Ярким примером таких образцов являются крестово-купольная Десятинная церковь, соборы - Софийский в Киеве и Успенский Киево-Печерской Лавры. После строительства главного собора Руси - Св. Софии в Киеве, 13-и купольного и изначально 5-и нефного, греческими зодчими, русские зодчие, взяли его за образец и появились - собор Св. Софии в Новгороде, в Полоцке, Михайловский (Златоверхий) собор в Киеве и т.д. После строительства греками Успенского собора Киево-Печерской Лавры, 4-х столпного, 3-х нефного и изначально однокупольного, появились церкви: Пятницкая в Чернигове, свт. Василия в Овруче, Спаса на Берестове, Пирогоща, Кирилловская в Киеве и др. Конечно все из них на протяжении времени несколько изменялись, достраивались, меняли свой внешний стилистический облик, но по схеме и по структуре были фактически повторением, в той или иной мере, храмов-образцов.
Но русские зодчие, будучи учениками греческих, не оставались долго на уровне копиистов, а были весьма творческими, поэтому храмы Киевской Руси свидетельствуют о прогрессивном подходе, где сформировались оригинальность и самобытность, применение новых художественных и конструктивных решений. Этот подход сохранился до сих пор, хотя и несколько видоизменился. Традиционный подход в современной архитектуре православных церквей лидирует по числу заказов и строительству. Уже множество церквей построено и ещё больше строится в традиционном духе.
Конечно, эти церкви по силуэту и фрагменту привычны людям и они охотно идут в такой храм, а не в модернизированный, т.к. они видят, что это православный храм, который легко узнаваем, а не католический или протестантский, где планка канона уже давно перестала вообще существовать. Традиционный подход к строительству современных храмов руководствуется каноном построенном на требовании литургии – главного и торжественного действия в храме, определяющего композицию церкви и назначение её помещений. Если нарушить канон, то при богослужении возникнет множество неудобств. Не храм диктует действие в нем, но сакральные действия богослужения диктуют форму и композицию церкви. Здесь только такой подход.
В соответствии с каноном храм должен иметь паперть (крыльцо) перед входом, переднее помещение нартекс или притвор, и помещения для молящихся - нефы (гр. "корабли"). Сама церковь символизирует корабль, плывущий по бурному житейскому морю. В "Апостольских постановлениях" рекомендуется, что при строительстве христианского храма следует делать продолговатым образом "подобно кораблю". Центр храма - главное подкупольное пространство, где находится амвон (гр. "омфалнос"), играющий большую роль в богослужении. В восточной части церкви за иконостасом, в алтаре (гр. "пастофории") в центре находится престол, на котором совершается главное Таинство Церкви - Евхаристия (Причастие), справа от него - ризница, где переодевается духовенство, слева - в алтаре - жертвенник, где приготовляется причастие, а дальше - паномарная - для прислуживающих.
Каноном определяется место для расположения хора или на клиросе или на “хорах” (втором ярусе), а также место для колокольни или совместно с храмом или отдельно в виде башни. Завершается храм главой в виде цилиндра светового “барабана”, увенчанного куполом с крестом.
В большинстве проектов церквей традиционного направления видно, что главным приоритетом является украинское барокко - передающее расцвет национального подъема, этот стиль сказался на большинстве церквей Украины. Ярким примером современных храмов построенных в стиле украинского барокко, является Троицкий собор на Троещине, в Киеве (1997 г.), также собор в стиле необарокко с элементами стилизаторства - Петра и Павла в городе Жовква, Львовской обл., храм Рождества Богородицы на Березняках, Киев (1999-2001 гг.) и многие др. Кроме барокко есть немало примеров церквей, сделанных в стиле Киевской Руси или псевдовизантии. Ярким примером такого строительства служат собор святых Бориса и Глеба в Борисполе (Киевская обл. 1990-е гг.), строящийся Михайловский собор в Дарнице (в парке украино-финской дружбы), Ольгинская церковь на Харьковском массиве (Афганский парк) и др.
Строятся церкви и в псевдорусском стиле - например, Свято Варваринская часовня в г. Донецке (в память погибших шахтеров), Николаевская часовня на монастырском острове в Днепропетровске, церковь Покрова Божией Матери (на Оболони и в скиту Голосеево в Киеве) и многие др.
Итак, мы видим, что традиционное направление в церковной архитектуре, хоть и с применением новых материалов и даже новых конструкций, лидирует сегодня на Украине т.к. будь-то необарокко или стиль Киевской Руси соответствует национальному духу и говорит о вековых православных традициях, является напоминанием Украине об эпохах расцвета…
2. Современное модернизированное направление в строительстве православных церквей тоже имеет свои основания, подходы и зиждется на таких принципах: за 70-тилетний период атеизма церковная архитектура не имела возможности развиваться, она остановилась еще на новаторских попытках строительства церквей А.В.Щусева - Троицкого собора в Почаевской Лавре (1905-1912гг.) и церкви Спаса в селе Натальевка Харьковской обл. (1911-1913 гг.), также Покровской церкви в селе Пархомовка Володарского р-на (1903-1908 гг.) В.А.Покровского и многие др. В последующее время живая традиция развивалась за стенами атеистического мира. За рубежом храмовое зодчество развивалось непрерывно и самостоятельно в контексте современного подхода к церковной архитектуре, пытаясь сохранять отечественные традиции и обновляя их в соответствии с местными и региональными условиями.
Это, как считают сторонники модернизации, наглядный пример того, что могло бы быть, но не произошло у нас. Основные черты церквей диаспоры: центричная композиция, нечетное число глав, стилистические признаки “казацкого” барокко или храмов Киевской Руси. Наиболее ярко выразились эти тенденции в работах Радослава Жука - архитектора, профессора Монреальского университета. Его мнение таково: “по существу, связь с традициями зависит не от определенных стилистических элементов, таких как византийская арка или барочный купол, а скорее от более абстрактных и базовых компонентов сооружений, как-то: ритм, пропорция, масштаб, которые определяют соотношение пространства, массы и плоскости... Ставится цель создать архитектуру, которая отвечает определенным эстетическим вкусам и историческому опыту и одновременно связанной с данной географической ситуацией и динамизмом современности. Тогда архитектура становится традиционной”. Все его работы свидетельствуют об этом формотвоческом подходе. Они современны и национальны по духу, но не всегда удобны для духовенства! Тем не менее, многие из современных украинских архитекторов устремляют свой взгляд на опыт Радослава Жука и ему подобных, пытаясь найти подсказку в сложной ситуации найти современный образ православной церкви. Сейчас, когда стремительно развиваются новые строительные технологии, когда рынок наводнили масса новых материалов и конструкций, когда архитектура может выразить себя в самых непредсказуемых замыслах, сторонники новаторства и модернизации стараются использовать это в решениях церковных сооружений. Но сложности возникают сразу после получения заказа... и, как правило, новые идеи часто остаются лишь на бумаге или виртуальными моделями так и не осуществившись реально. Однако есть примеры и воплотившихся новых идей новаторства - церковь Петра и Павла в Одессе, привокзальная церквовь св. Георгия в Киеве и немногие другие.
В проектах модернизированных церквей главный уклон идет к использованию новых материалов и конструкций, а функциональности и удобствам при богослужении отводится второе место. Явное стремление к обобщению форм, полное избавление от декора и настенной росписи (но активное внедрение витражей!), во всем просматривается абстракция и фантазия, навеянная современными католическими и протестантскими костелами и молельными домами Западной Европы. Здесь, порой, известный принцип - “функция диктует форму” переворачивается наоборот.
Больше воплощаются те проекты, которые хоть и современны по конструкции и материалам, но не лишены элементов цитирования прошлых стилей, стилизаторства.
Сложно предположить, как будет развиваться в будущем строительство православных церквей: или традиционный путь вытеснит новаторский или одержит приоритет стилизаторство, это решит время. Но пока много творческих поисков на бумаге, на мониторах компьютеров, но не так много воплощающихся идей.
В завершении замечу, что как в традиционном, так и модернизированном направлениях существует тенденции к созданию храмовой комплексности: то есть храм, являясь акцентом, главным местом действия собрания церковной общины объединяет и другие здания и помещения. А именно: воскресную школу, библиотеку, трапезную, гостиницу, мастерские, парковую зону и т.д. Кроме этого церкви имеют свою специфику: приходские, соборные, монастырские, кладбищенские, тюремные, больничные и др. Все это несет свой отпечаток на образе, структуре, отделке и композиции храма.
В наши дни модернизации и современного взгляда на все сферы жизни человека (не всегда согласные с Православием), нужно с осторожностью и трепетом подходить к церковной архитектуре. Если дорога к новому строительству церкви не ведет к личному совершенствованию, покаянию, к храму души, то и реальное строительство не поможет. В храме сокровенное и таинственное облачается в формы видимого мира и это видимость невидимого мира - основное условие существования храма.
Cтепанов Олег,
магистр архитектуры.
|
|