Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 28

№ 29

№ 30


 
Релігія і наука Релігія і наука

ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:
О ВНУТРЕННЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

(Печатается в сокращении)

ЗАРОЖДЕНИЕ "ВНУТРЕННЕГО", "ДУХОВНОГО" ЧЕЛОВЕКА

"Должно вам родиться свыше" (Ин. 3,7). "Верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф. 3,17). "Слово Божие... проникает до разделения души и духа..." (Евр. 4,12). Благодатью – силою и милостью Господа Иисуса Христа, и через покаяние человек может быть освобожден от власти первородного греха и обновлен душою. Это достигается зарождением в нем новой жизни через духовное рождение, при посредстве благодати, подаваемой человеку в таинстве крещения. Господь говорил Никодиму: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин. 3, 5-7).

Здесь мы встречаемся с новым термином и с новым элементом души – "духом" человека, который по словам Господа "родится от Святого Духа". Но что такое этот "дух"? Как пишет еп. Феофан Затворник: "Дух есть душа нашей души, призванный изнутри побуждать, двигать душу, крепко связанную с телом, к миру "горнему", небесному, вечному". Когда дух начинает возрастать и подчинять себе душу, то она сама, по словам прп. Макария Великого, "превращается в дух – становится сопричастницей Божества".

В своем письме к Витамону св. Григорий Богослов говорит о трех видах рождения, которые должен пройти человек: "После первого рождения – по плоти, человек умирает, и плоть исчезает. После рождения от Духа Святого, на омытых водою при крещении приходит свыше просвещение. Третье же рождение через слезы покаяния и болезни очищает в нас образ Божий, омраченный непотребностью греха. Если первое рождение – от отца, второе – от Бога, а в третьем – человек сам себе родитель, чтобы явиться миру благим светом". Зарождение новой духовной жизни в человеческой душе и рождение нового "духовного", "внутреннего" человека есть такой же таинственный процесс, как и зарождение физической жизни. Это вместе с тем начало отображения душой христианина Христа при вселении в душу Святого Духа Божия; ап. Павел пишет: "Кто во Христе, тот новая тварь" (2Кор. 5,17).

Иногда развитие духовной жизни начинается в христианине после крещения с детства вместе с развитием тела и души. Так развивалась духовная жизнь, например, у преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В других случаях – при крещении взрослых – новая духовная жизнь начиналась уже в созревшем телом и душой человеке, после дарования ему веры по благодати Божией в таинстве крещения. В третьих случаях, духовная жизнь, зародившаяся во младенчестве при крещении, не имела соответствующей духовной среды для своего развития и поэтому замерла, не развиваясь. Только после какого-либо душевного потрясения или духовного пробуждения она получила по благодати Божией новый импульс и условия для своего развития. После духовного рождения в душе начинает идти процесс отмирания "внешнего" человека с перерождением его во "внутреннего". Однако в первом случае этот процесс не так заметен, как для второго и третьего случаев.
 

РОСТ "ВНУТРЕННЕГО", "ДУХОВНОГО" ЧЕЛОВЕКА

"Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор. 3,18). При преображении, как пишет далее ап. Павел: "Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2Кор. 4,16). А блаж. Диадох сравнивает образ Божий в нас "с рисунком, на котором мы накладываем краски в течение жизни нашей, все более уподобляясь в приближении к Богу, по мере стяжания нами Святого Духа Божия". В этом процессе наблюдается аналогия с природным процессом дыхания головастика у лягушки. Головастик некоторое время живет и в воде, и на воздухе, одновременно дышит еще не отмершими жабрами в воде и вместе с тем еще не вполне развившимися легкими – на воздухе. Также постепенно отмирает "внешний", "душевный" человек, по мере роста "внутреннего", "духовного", переходя из сферы воды - мирских интересов – в сферу воздуха – жизни горним миром. Так изменяется человеческая душа от примитивного животного состояния в невозрожденном человеке до обоженной природы святого, уподобившегося Христу.

Как происходит рост внутреннего человека? Господь сравнивает возрастание в душе Божьего Царства Духа Святого с ростом растения: "Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк. 4, 26-28). Для христианина важно, чтобы этот рост совершался интенсивно, непрерывно, беспрепятственно. Когда растение будет расти наиболее успешно? Тогда, когда корни будут находить в земле достаточно нужных питательных веществ, когда листья будут постоянно поглощать из воздуха кислород и углекислоту, когда на нем не будет никаких вредителей, когда вовремя будут посылаться дождь и роса и, главное, – когда листья его будут находиться на солнце и поглощать его световую энергию. Аналогия с этим и процесс возрастания в душе Духа Святого Божия.

Господь говорил: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4,4). Итак, истина – слова, идущие от Бога через Иисуса Христа – и есть наша пища – соки, питающие нашу душу. Истину мы можем черпать из Св. Писания и из духовных книг. Поэтому духовное чтение является одним из важнейших условий роста в нас Духа Святого Божия. Это нужно делать регулярно, как питать пищей наше тело. Но это еще не полное питание: у растений углерод усваивается из воздуха при помощи солнечной энергии, в дополнение к растворам солей из земли. Господь сказал: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 53). В дополнение к питанию себя истиной, надо питать себя и Телом и Кровью Христовой в Таинстве Причащения. Этим Мы приобщимся к вечной жизни.

Растению постоянно нужен и кислород, которым оно дышит, как и животным. Дыхание души нашей, по словам Святых Отцов, – это молитва, которая, по заповеди Господа и святых апостолов, должна быть непрерывной. В растении совершается непрерывный рост его тканей за счет одновременного взаимодействия солей из земли, углерода и кислорода из воздуха и солнечной энергии. Этот процесс таинственен. Что же удивительного, если еще таинственнее процесс "стяжания" в душе Духа Святого Божия под влиянием истины, принимаемой умом. Тела и Крови Господних, принимаемых телом, и молитвы, идущей из сердца. Если почва заражена вредными солями, то на ней не могут расти растения. Таковы, например, почвы солончаков. Пересаженное на такую почву растение впитает вредные соки и погибнет. Гибнет и душа, впитавшая в себя вредные мысли – философию безбожия, гордости, безнравственности и т.д. Всякие идеи, искажающие истину, будут отравлять душу. У растения прекратится рост, и оно захиреет и может умереть, если его заглушат плевелы, пыль закроет листья, а облака отделят от него солнце. Так все, что мешает нам в соприкосновении с истиной и Церковью – суета, "заботы века сего, обольщения богатства и наслаждения житейские" (Лк. 8,14; Мф. 13,22) – все это глушит и приостанавливает рост души, препятствует стяжанию Духа Божия. Наконец, если растение будет лишено всех перечисленных условий роста, то на него нападают вредители – гусеницы, тля, грибки, плесень и т.п. Так на ушедшую от Бога душу будет нападать темная сила, и в ней зарождаться страсти и пристрастия, способные ее погубить.

До сих пор мы находили полноту аналогии между ростом растения и стяжанием Святого Духа в душе христианина. Но между ними есть конечно и существенное отличие. Царство Христа – Царство Духа неизмеримо выше царства растений и животных, и в нем есть и свои особые законы, которых нет в низшем растительном царстве. Человек создан по образу и подобию Божию, и ему дана свободная воля, чего нет у растений и животных. Растениям подается все необходимое на том месте, где они растут. Животные одарены инстинктом, который руководит ими для поддержания их жизни. Они не отходят от законов природы. Зная законы животного мира, человек может предсказывать, как будет вести себя то или иное животное в различных случаях. Для человека такое предсказание не всегда можно сделать. Как же должна отражаться наша свободная воля на условиях духовного роста? Это прежде всего возможность выбора среды, чего нет у растений и животных. Человеку в нормальных условиях жизни в той или иной мере этот выбор предоставляется Богом. В нашей воле искать Бога и истину, или интересоваться жизнью безбожного и суетного мира во всех ее направлениях. Мы сами выбираем книги, которые можем прочесть. Мы также выбираем тех, с кем добровольно сближаемся и общаемся в жизни. Мы сами распределяем свое свободное от работы время – на что его употребить. Схождение Духа Святого в наше сердце зависит не от нас, но от наших усилий – очистить его посредством покаяния и тем создать условия для этого схождения.

Есть еще одна особенность в росте всякого животного организма в отличие от растений: это закон упражнения. Только те члены тела развиваются, которые постоянно упражняются в работе. И все добродетели будут развиваться лишь при постоянном упражнении в них. Поэтому Господь говорит: "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12,30). И еще: "Кто имеет, тому дано будет... а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мф. 13,12). Поэтому лишь при нашей внимательности к своему духовному росту, при заботе о постоянном упражнении в добродетели, мы можем ждать успеха. Надо помнить вместе с тем, что процесс развития "внутреннего" человека будет идти интенсивно лишь в том случае, когда одновременно быстро будет протекать в душе и другой процесс – процесс отмирания "внешнего", "душевного" человека. Господь говорит: "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем – сохранит ее в жизнь вечную" (Ин. 12, 24-25). Если же не будут постепенно ослабляться путы внешнего мира страстей и пристрастий, то в душе не смогут развиваться добродетели. Вот те основные условия для перерождения "внешнего" человека во "внутреннего". Очищение, оздоровление и преображение души происходит не сразу, а постепенно, при многих испытаниях человека в его вере, и твердости намерения его идти к Богу, в постоянстве стремлений его сердца к чистоте и прочности его любви к истине.

...Два периода в жизни духовной должен пройти человек: сначала – Богообщения и потом – Боговселения.

...Итак, длинен и узок путь преображения души человеческой. Но великие цели требуют и больших усилий и жертв. Эту возможность коренного изменения своей души нужно всегда помнить всякому христианину и особенно тем, кто впадает в отчаяние или уныние, при наблюдении закоренелости своих страстей, пороков, грехов и слабостей.

Николай Пестов
    
  
№ 29
вересень 2005 року

Зміст номера:

З рiздвом Пресвятої Богородицi !

Православна культура і сучасність

Релiгiйна освiта i виховання в Україні

Душа человеческая: о внутреннем человеке

Язык православной иконы

Православные монастыри. Типология и устройство

Православне богослужіння: кольори, зміст і символіка церковних служб

Муж и жена. Мысли Святаго Иоанна Златоустаго

Райські яблука

Новини парафiї Рiздва Христового на Березняках (Київ)

Новини звідусіль

З святом Покрови Богородиці

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz