За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України | ||
Інтернет-версія
газети
|
|
газета для всіх тих, хто любить Православіє № 38 |
Іконопис
СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВБогословие и все учение Православной Церкви, открывающей для нас тайны Царствия Божия и духовного мира, невидимого телесным зрением, наполнено глубокими и важными символами. Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. А если мы внимательно присмотримся к окружающему миру, то увидим, что и вся природа вокруг наполнена символами вечности, указывающими на Создателя мира. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии. Евангелист Матфей: вблизи апостола стоит Ангел, держащий в руках Евангелие. Так изображается Ангельское служение Слова Божия в мире, Его мессианское посланничество. Ибо Сын Божий еще в Ветхом Завете именуется “Великого Совета Ангел”. Евангелист Марк: апостола сопровождает лев в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа: “лев от колена Иудина, корень Давидов, победил” (Откр. 5, 5). Евангелист Лука: ему соответствует образ тельца, жертвенного животного, в котором мы видим образ искупительного подвига Христова. Иоанн Богослов: апостолу спомошествует Орел – царственная птица, осеняющая фигуру святого, указывает на высоту Евангельского учения, небесную чистоту и горнюю глубину духовных Божественных таинств. Так как последнее заключительное, Евангелие от Иоанна более других открывает нам таинственное духовное учение Спасителя. Эти символы еще в Ветхом Завете были открыты пророку Божию Иезекиилю в высочайших видениях Бога и ангельского мира. А в Новом Завете эти таинственные крылатые силы Божии – живые существа с лицами человека (Ангела), льва, тельца и орла мы вновь видим в поразительном откровении Иоанна Богослова, в котором конечные судьбы мира открыты исключительно в символической форме. На одних иконах мы можем видеть и самих евангелистов и их символы, а на некоторых (например “Господь в силах”) только символы. Постараемся и мы понять, изучить и полюбить символику Православной Церкви. Озарим ее светом нашей усердной молитвы, чтобы Господь и нам открыл “тайны тайные и дива дивная” через “богословие в красках” – святые иконы и чтение Евангелия. Подготовил Степанов Олег
По материалам: В.В. Филатов “Словарь изографа”, М. 2000; журнал “Купель” |
|
|