За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України | ||
Інтернет-версія
газети
|
|
газета для всіх тих, хто любить Православіє № 38 |
Абетка благочестя
ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВОПОУЧЕНИЯ В ДНИ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ– В истории страданий Господа можно указать немало выдающихся дел нечестия, первое из этих злостных деяний – предательство Иуды. Нужно ли, доказывать всю гнусность, всю омерзительность ничем не оправдываемаго преступления Иуды? Ни у кого не было меньше поводов и оснований к измене своему Учителю и Господу, чем у Иуды. Он был из числа двенадцати Апостолов, которых Спаситель избрал Себе от народа, чтобы пройти с ними с проповедью по стране Иудейской, чтобы они слушали Его учение, видели Его дела, твердою верою привязались к Нему и затем, очистившись кровию своего Господа и укрепившись силою Святого Духа, прошли по вселенной, свидетельствуя о имени Его и проповедуя учение Его. Какое великое, какое почетное назначение! При жизни Спасителя они были любимыми Его спутниками, учениками и друзьями, а после Его возвращения на небо они имели быть ловцами человеков, солью земли, светом мира, столпами Церкви. К этим-то избранникам принадлежал и Иуда. И могло ли прийти кому-либо на ум сомнение, что эти двенадцать избранников с непоколебимою верностью и преданностью к своему Учителю во всякое время готовы положить за Него свою душу? Можно ли было подумать, что один из них изменит своему Господу, предаст Учителя?.. И, однако, Иуда это сделал! При этом возьмите во внимание и то, что Иуда почтен был от Иисуса особым доверием, которое, правда, много содействовало его падению, хотя, конечно, по его собственной вине. Спаситель доверил Иуде кассу, денежный ящичек, который всегда находился на руках Апостолов. Очевидно, этим показано было особое доверие к способностям и честности Иуды. Так он жил со Спасителем почти три года ел и пил с Ним, молился с Ним, слушал Его божественное учение, видел Его чудеса... Кто мог подумать, что Иуда окажется изменником? – Только один Христос предвидел предательство его и задолго предостерегал (Ин. 6, 21; Мф. 26, 21), предостерегал его и пред совершением предательства. Возьмите во внимание любовь и благость, с коими Спаситель призвал Иуду в число двенадцати Апостолов, терпел его при Себе, учил его, отличал его пред другими, вверив ему кассу, припомните, как Он не раз предостерегал его, и если сравните с этою любовию Спасителя ужасное дело самой горькой неблагодарности Иуды, то каждый из нас скажет: от начала мира не было такого человека, как Иуда!... Но преступность Иуды оказывается еще тяжелее, если взять во внимание его побуждение к предательству. Много бывает причин и побуждений, по каким люди совершают преступные дела, Так у Каина побуждением к убийству Авеля была зависть; Аман хотел повесить Мардохея из-за оскорбленного честолюбия и гордости. Но самый гнусный, самый возмутительный повод к позорному делу – из-за денег. Убить ближнего из-за презренного металла, изменить другу или даже оскорбить – бесспорпо самое гнусное дело низкой души, потерявшей все доброе. А у Иуды побуждением к предательству и были именно деньги. Могло конечно статься, что Иуда и последовал за Христом без всяких духовных интересов, а в надежде только занять доходное место, когда по его расчету Мессия устроит Свое царство на земле. Но как умный, практический человек (так бы ныне назвали его), он заметил, что надежды его напрасны, что Христос и не думает о земном царстве. При его практичности у него мало-помалу явилась решимость хоть нечто выгадать, продавши Учителя. Эту мысль подогрел в нем сатана, и Иуда осуществил ее ужасным делом. Постыдная плата за грех, вы знаете, равнялась 30 сребреникам, на нашем счете далеко меньше 30 рублей (Прим. на 1901 г.). Сопоставим дело, какое сделал Иуда, и плату за дело – горсть монет и скажите: может ли человек сделать худшее что-либо, постыднейшее и отвратительнейшее? Но для Иуды и этого мало еще. Смотрите, как он предал своего Учителя. Он приступил к Иисусу и сказал: “радуйся, Равви”, и облобызал его, условившись со слугами архиерейскими: кого поцелую, того берите. В этом поцелуе Иуды низость и подлость его достигли крайнего предала. Поцелуй – лобзание всегда было знаком нежной любви и благоговейного почитания. Так Иаков в знак сыновней любви облобызал своего отца Исаака; Иосиф – каждого из своих братьев; Моисей – своего тестя Иофора; Ноэминь – своих невесток; плачущая Мария Магдалина – ноги воскресшего Спасителя. Кощунственное злоупотреблеше этим древним и почетным знаком любви и высокаго почтения – дело позорное, низкое, постыдное. Но Иуда, не стесняясь соворшил такое. В гнусном лицемерии он изображал себя другом Того, Кого предавал на смерть. Не так омерзителен был бы он, если бы прямо указал свою жертву. Справедливо поэтому ваше отвращение, ваше негодование, ваше презрение к предателю сему. Но берегитесь, чтобы в ком-либо из вас не оказалось немножко чего-либо иудовского... А это весьма возможно. Потому что наблюдательные люди замечают, что никогда не было так много, как ныне, людей, похожих на Иуду предателя!... Жестоко слово это, но нельзя отрицать некоторой справедливости его. Всякий христианин получает от Бога столько благодати и милостей, сколько получил в свое время Иуда. Все мы, принимая Святое Крещение, становимся чадами, друзьями Божьими. Сын Божий учит нас устами Своей Церкви, Он живет среди нас и дает Себя в пищу под видом хлеба и вина. Каждый православный в этом смысле получил от Христа Спасителя то же, что и Апостолы: мы все православные ученики Христовы, должны слушать учение Его, созерцать чудеса Его благости, содействовать прославлению Его, распространению святой Церкви, чтобы через это удостоиться царствовать некогда со Спасителем в Его царстве. Таково было призвание Апостолов, таково было призвание Иуды, таково призвание и всякого православного. Что может быть на земле выше такого призвания, такого назначения? И что может быть возмутительнее, когда человек не чувствует, но понимает своего высокого достоинства не хочет ценить его, не хочет соответствовать своему высокому призванию – быть чадом Божиим, наследником неба, сонаследником Христу? Что может печальнее, когда крещеный становится рабом своих или чужих постыдных страстей и похотей? Иуда не признавал и не хотел признавать своего высокого достоинства, в душе давно не был Апостолом, хотя и считался таковым, находя расчет быть в числе двенадцати... Нужно сказать правду – многие христиане походят в этом на Иуду. Они не сознают своего высокого достоинства, – что они православные. Они равнодушны к тому, что обладают таким бесценным даром Божиим; для них безразлично, оставаться ли со Христом, или же, пожалуй, и оставить Его, предать на поругание своему равнодушию, своим страстям; ведь они только по метрике православные, т.к. им не расчет прямо объявит это... Скажите, много ли это лучше того, что делал Иуда?.. А та страсть, которою охвачено современное человечество, – разве не та страсть, какая довела Иуду до предательства? Деньги стали девизом нашего времени. Чего не делает современный человек ради денег? Ради денег он, как крот, роется в глубинах земных; ради денег переплывает моря; ради денег подвергается бесчисленным опасностям на воде, на суше; ради денег день и ночь напрягает свой ум для отыскания путей и средств к приобретению серебреников. Нет такого преступления, какого не совершил бы человек за деньги. Читайте в газетах... Из-за денег убивают, клевещут на ближнего, лжесвидетельствуют. За деньги человек предает своего друга, своего ближнего, даже и свою душу и тело... Иной готов продать за деньги свою веру, не пожалеет ничего священного и святейшего... Все это души родственны Иуде! И увы, слишком поздно уже будет, когда эти жалкие души бросят от себя свою мзду Иудину, как Иуда поверг 30 серебреников, поздно они поймут, наконец, что погоня за деньгами не принесла им ничего, кроме срама и стыда на земле и вечной погибели. Наконец, многие православные походят на Иуду своим лицемерием, Иуда в орудие предательства употребил лобзание – знак нежной любви и почтительного уважения. А те, что сладкими, льстивыми речами умеют войти в доверие к ближнему с разными подлыми целями, – разве они поступают не как Иуда? Разве у них это в своем роде не Иудино лобзание? Или разве не похожи на Иуду те, что в своей частной и общественной жизни при внешней мягкости, наружной любезности, коварствуют, наветничают, обманывают, лицемеря пред Богом и людьми, разве у них не постоянное на устах лобзание Иудино? Все те, что думают одно, а делают другое, что красивыми словами прикрашивают дурные поступки, все те невинные по наружности агнцы, а внутри злые волки, все эти – племя Иудино!... Никто, конечно, не почтет себе за честь принадлежать к сему роду и племени. Поэтому отложите от себя всякую лесть и коварство, говорите всегда так, чтобы не было слов лести во устах ваших, поступайте всегда искренно, по правде, честно пред Богом и пред людьми. Разбойник, убийца скорее найдет милость у Бога, чем подражатель Иуде – человек льстивый, коварный лицемер и предатель. Горе человеку тому, сказал Господь об Иуде, лучше бы ему не родиться. Горе и всем, кто похож на него. Аминь. Ириней, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский.
Издание Братства Св. Симеона Праведнаго, Верхотурскаго Чудотворца. Екатеринбург. Типография Ф.К. Хомутова.1901 |
|
|