Актуальне інтерв'ю
ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОГО УНИАТСТВА
Интервью с митрополитом Винницким и Могилев-
Подольским Макарием (Свистуном)
– В наши дни на Западной Украине мы можем встретить большое число последователей Украинской Греко-Католической Церкви. До Брестской унии 1596 года этой ветви христианства не существовало, но прошло несколько столетий и видно, что уния продолжает жить. Кто они, украинские униаты, сейчас: больше католики или православные?
– По менталитету – они больше католики, чем православные. Но они сохраняют внешние обряды Православной Церкви, это вошло в их бытие и сохраняется на протяжении более трехсот лет. Они привыкли к этому и не хотят внешних изменений. Однако мы видим, что все равно они постепенно меняются. Например, при строительстве новых храмов мы видим, что у них иногда исчезает иконостас, и они служат как католики: лицом к народу. Это показывает, что Католическая Церковь оказывает на них колоссальное влияние.
– А с точки зрения вероучения?
– Догматическое богословие показывает, что они отошли от Православия. Они принимают догматы, которые приняла Католическая Церковь, но которые мы не признаем. Это догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, Filioque и тому подобное.
– У греко-католиков большое количество богослужебных книг, текстов молитв, переведенных с церковно-славянского языка, взятых из православных часословов, молитвенников. Как соединяется славянское наследие с католическим вероучением?
– Это они воспринимают и как наследие прошлого и как то, чего они должны держаться, чтобы имелись различия между католичеством и униатством. Этим они пытаются доказать, что они истинно православные, что в свою очередь, вызывает симпатию у населения Западной Украины.
– А почему уния, заключенная в Бресте, на территории современной Беларуси, прижилась, в основном, только среди украинцев?
– Это зависело от исторических обстоятельств. Украина длительный срок находилась под властью Польши и Австрии, что и оказало свое влияние.
– Что можно сказать о рядовых прихожанах греко-католических приходов?
– Я был епископом в Ивано-Франковске, в той среде, почти восемь лет, потому знаком с жизнью и бытом униатов. Благодаря тому, что священник исторически имел большое влияние на Западной Украине, местные жители поддались значительному влиянию Церкви. Например, отрадно то, что каждый прихожанин в день ангела идет в храм на литургию и причащается. Они помнят также именины своих родителей. Заказывают в эти дни литургию за родителей. Что касается отношения к Церкви, то они считают обязательным соблюдение воскресных и праздничных дней. Поэтому у них в эти дни множество людей в храме. У нас порой совершенно другое отношение к праздникам. Униаты никогда не пойдут работать на поле в воскресенье. У нас же порой в воскресенье в сельских храмах очень мало людей. Однажды, когда я служил литургию в Козлицах, меня встречали на коленях, а была зима и лежал снег. Этот пример говорит о том, какое глубокое уважение они испытывают к духовенству. Ни одного события в жизни униата не происходит без участия священника. У нас зачастую нет такого уважения к священнику.
– Что из положительного можно перенять православным?
– То, что священник должен быть вхож в каждую семью. Не бегать за деньгами, исполняя требы, не просто видеть своих прихожан в воскресенье на службе, а посещать больных, идти к ним домой или в больницу, молиться за них. Умер прихожанин – священник должен посетить семью и утешить всех ее членов. Случилось что-то еще – идти к своим пасомым и быть рядом.
– Какое отношение римо-католиков к греко-католикам?
– В Риме, когда мы там бываем, видно, что римо-католики лучше относятся к нам, чем к греко-католикам. Насколько мне известно, папа не дает добро на существование униатского патриархата на Украине. Он хочет сохранить добрые отношения с Русской Церковью, т.к. влияние русского православия ощутимо.
– Может ли Греко-Католическая Церковь стать национальной для всей Украины?
– Не думаю. Там, где укоренено Православие, там будет развиваться Православная Церковь. Униаты, скорее, останутся отличительной чертой Западной Украины. И вследствии некоректной политики по закрытию всех униатских храмов в начале втор. пол. ХХ века, уже в 1980-х годах произошел взрыв активности униатов. Если бы оставалось везде хотя бы по одному униатскому храму, взрыва бы никакого не было. Сами виноваты. Конечно, это была, в первую очередь государственная политика, а не церковная. На протяжении десятилетий униаты верили в свою идею. И хотя у них не было своих храмов, когда не было рядом православного священника, они поминали папу Римского.
– Нужно ли в какой-то форме бороться с униатством на Украине?
– Нужна не борьба, а жизнь по заповедям Христовым. Нужно, чтобы верующий был христианином, каким Христос хотел видеть каждого человека, чтобы заповеди стали реальностью нашей жизни: любовь по отношению к другому человеку стала любовью, милосердие – милосердием, а жертвенность – жертвенностью. Мы, христиане, должны быть "руками Христа", делать то, что делал Христос: и исцелять, и милосердие проявлять, и жертвенность, и любовь. Если мы будем жить по-христиански, возможно униаты присоединятся к православным. А если не будем жить по христиански – будем терять с каждым днем и своих. В России Православная Церковь почему сильна? Она имеет поддержку государства. Православная Церковь слаба, когда нет государственной поддержки. Это беда императорского Константинополя. А католичество привыкло опираться не на империю, а на свои силы. Когда мы сталкиваемся с униатами, не нужно проявлять недружелюбие. Нужно проявлять глубокое сочувствие к ним как к людям, которые не понимают своих ошибок, и стараться помочь им их исправить. Я имею в виду догмат о непогрешимости папы, который не признавали Вселенские соборы. Мы должны показать, что держимся тех догматов, которые установлены с первых веков христианства и до сих пор. Новые догматы без согласия всей Церкви мы принять не можем.
– Что, на Ваш взгляд, может быть улучшено в жизни Православия на Украине?
– Изменения должны быть, прежде всего, в епископате и в духовенстве. Нужно, чтобы епископы не тратили средства на дорогие облачения и не старались казаться лучше друг перед другом. Даже могущественная Католическая Церковь, которая имеет миллиарды долларов дохода, перешла на недорогие льняные облачения. А еще нужно помнить о лучших традициях прошлой, императорской, России. Народ все подмечает, он не глупый. То, что мы ездим на дорогих машинах, когда пенсионеры получают мизерное пособие, – недопустимо.
Беседовал Иван Пиковский
|
|