За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів  
Рубрики
Віра і культура

  газета для всіх тих,
хто любить Православіє

№ 32

№ 33

№ 34


 
Іконопис Іконопис

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ

Иконография святителя Николая Мирликийского чудотворца очень богата и многогранна как вся та любовь которую испытывают православные к этому великому святому.

Почитание святого утвердилось на Руси с принятием христианства в X веке и очень быстро свт. Николай (Николай Чудотворец, Никола Угодник) стал наиболее чтимым русским святым – заступником перед Богом за род человеческий, помощника в бедах, хранителя путешествующих и плавающих по морю, покровителя и защитника домашнего скота.

В каждой церкви были образа святого. Иконы Николы всегда ставили в красном углу избы. Святителю Николаю посвящены как различные литературные произведения, так и огромное число храмов, фресковых циклов, деревянных скульптур и икон, среди которых немало чудотворных образов. Не случайно изображение свт. Николая в левой части местного яруса иконостаса любого православного храма, стало обязательным, каноничным.

Одним из наиболее ранних типов икон Святителя в иконописи являлся его поясной (огрудный) образ, нередко окруженный клеймами житийного повествования, т.н. "Житийная икона". Эта иконография была заимствована из Византии, где была популярна в XI-XII вв. Представленный на иконе в полном святительском облачении Николай держит в левой руке Евангелие и благословляет правой, т.н. "Благословляющий".

В начале XII века в Новгороде прославился образ святителя – "Никола круглая доска", имевший отголоски вплоть до XVIII в. Предание связывает его появление с чудесным исцелением новгородского князя Мстислава Владимировича. По легенде, образ приплыл в Новгород из Киева в 1103 г. и был обнаружен в водах Ильмень озера близ острова Липно. Специально для этого образа в 1113 г. был возведен храм на княжеском Дворище, известный теперь как Николо-Дворищенский.

Важное место с древности отводилось на Руси полнофигурному образу св. Николая (на апостольском ярусе в деисусном чине на иконостасе), также связанному своим появлением с Византией.

Очень популярен образ, получивший в поздней традиции наименование "Зарайского". Его отличительной особенностью является поза Святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. Здесь подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия.

В XVIII веке по указу Петра I резные деревянные изображения святых были запрещены и изымались из храмов. Этим объясняется небольшое количество уцелевших до наших дней памятников деревянной скульптуры. Лучше всего они сохранились на Севере, вдалеке от бдительного ока государя. Среди них были и образы св. Николы Можайского, перевезенные в XIX веке в Петербург. Как и иконописные изображения, резные образы св. Николая были часто окружены легендами.

За тысячелетнюю историю свт. Николаю было посвящено множество соборов, приходских церквей, дворцовых и домовых храмов, а также церквей при государственных, военных, учебных, исправительных, лечебных, благотворительных и прочих учреждениях Киева, Петербурга, Москвы, Новгорода.

Также известны иконы "Никола воинствующий", где святитель изображен с мечем в руках, "Никола мокрый", иногда святитель Николай изображается и в паре с др. святителем или пророком и многие другие иконы.

Святителю отче Николае моли Бога о нас!

Подготовил Степанов Олег
    
  
№ 34
грудень 2006 року

Зміст номера:

Зi святом Введення Пресвятої Богородицi

Проповідь на свято Введення у Храм Пресвятої Богородицi

Рiздвяний пiст

Особенности украинского униатства. Интервью с митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Макарием (Свистуном)

Православний парафiяльний комплекс: особливостi сучасного устрою

Тем, которые не причащаются святых христовых тайн потому, что считают себя недостойными

Незабываемая встреча с Оптиной

Біблійна археологія

Христианское отношение к искусству

Православное кино – будни и праздники. Интервью с руководителем международного фестиваля православного кино и СМИ "Покров" Александром Всеволодовичем Акуловым

Иконография святого Николая

Новини парафiї Рiздва Христового на Березняках (Київ)

Новини звідусіль

Милосердя. Святий Миколай

Свято-Введенська Оптина пустинь

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz