За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України | ||
Інтернет-версія
газети
|
|
газета для всіх тих, хто любить Православіє № 32 |
Іконопис
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯПочитание святого утвердилось на Руси с принятием христианства в X веке и очень быстро свт. Николай (Николай Чудотворец, Никола Угодник) стал наиболее чтимым русским святым – заступником перед Богом за род человеческий, помощника в бедах, хранителя путешествующих и плавающих по морю, покровителя и защитника домашнего скота. В каждой церкви были образа святого. Иконы Николы всегда ставили в красном углу избы. Святителю Николаю посвящены как различные литературные произведения, так и огромное число храмов, фресковых циклов, деревянных скульптур и икон, среди которых немало чудотворных образов. Не случайно изображение свт. Николая в левой части местного яруса иконостаса любого православного храма, стало обязательным, каноничным. Одним из наиболее ранних типов икон Святителя в иконописи являлся его поясной (огрудный) образ, нередко окруженный клеймами житийного повествования, т.н. "Житийная икона". Эта иконография была заимствована из Византии, где была популярна в XI-XII вв. Представленный на иконе в полном святительском облачении Николай держит в левой руке Евангелие и благословляет правой, т.н. "Благословляющий". В начале XII века в Новгороде прославился образ святителя – "Никола круглая доска", имевший отголоски вплоть до XVIII в. Предание связывает его появление с чудесным исцелением новгородского князя Мстислава Владимировича. По легенде, образ приплыл в Новгород из Киева в 1103 г. и был обнаружен в водах Ильмень озера близ острова Липно. Специально для этого образа в 1113 г. был возведен храм на княжеском Дворище, известный теперь как Николо-Дворищенский. Важное место с древности отводилось на Руси полнофигурному образу св. Николая (на апостольском ярусе в деисусном чине на иконостасе), также связанному своим появлением с Византией. Очень популярен образ, получивший в поздней традиции наименование "Зарайского". Его отличительной особенностью является поза Святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. Здесь подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия. В XVIII веке по указу Петра I резные деревянные изображения святых были запрещены и изымались из храмов. Этим объясняется небольшое количество уцелевших до наших дней памятников деревянной скульптуры. Лучше всего они сохранились на Севере, вдалеке от бдительного ока государя. Среди них были и образы св. Николы Можайского, перевезенные в XIX веке в Петербург. Как и иконописные изображения, резные образы св. Николая были часто окружены легендами. За тысячелетнюю историю свт. Николаю было посвящено множество соборов, приходских церквей, дворцовых и домовых храмов, а также церквей при государственных, военных, учебных, исправительных, лечебных, благотворительных и прочих учреждениях Киева, Петербурга, Москвы, Новгорода. Также известны иконы "Никола воинствующий", где святитель изображен с мечем в руках, "Никола мокрый", иногда святитель Николай изображается и в паре с др. святителем или пророком и многие другие иконы. Святителю отче Николае моли Бога о нас! Подготовил Степанов Олег
|
|
|