Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 24

№ 25

№ 26


 
Життя Святих Життя Святих

СВЯТОЙ ИОАНН РУССКИЙ

Никогда не пустеет дорога к храму на острове Эвбея, в котором покоятся нетленные мощи пленного русского солдата и одного из самых почитаемых православных святых Греции.

Если несколько перефразировать известную поговорку, что все дороги ведут в Рим, то можно сказать, что все дороги на втором по величине острове Греции - Эвбее - ведут к св. Иоанну Русскому. Где бы вы ни были, вы всегда увидите указатель "Святой Иоаннис Россос" и направление маршрута к храму, где покоятся нетленные мощи русского солдата из войска Петра Великого и одного из самых почитаемых святых Греции. Это ли не чудо. В стране, где к иностранцам (ксеносам, в буквальном переводе - чужакам) всегда относились несколько настороженно, в "безбожном" XX веке утвердилось почитание русского солдата-святого, мощи которого творят чудеса, привлекая бесчисленных паломников...

Удивительная история жизни, а затем и жития Иоанниса Россоса началась чуть более трехсот лет назад. Родившись около 1690 года где-то на юге Малороссии (ныне Украина), он стал в 1711 году простым солдатом русской армии и был им в течение семи лет, пока не попал под Азовом в турецкий плен. Иван был доставлен в Стамбул, а затем был продан татарами в рабство в Малую Азию в город Прокопион (ныне Уркюб) в хозяйство турецкого Аги, командира янычар, человека властного и жестокого, потребовавшего обратить "неверного" в ислам. Когда пленный вежливо, но твердо отверг предложение турок, его стали пытать. Ивана постоянно избивали палками, душили, пинали ногами, жгли раскаленным железом (сожгли волосы и кожу на голове), бросали по ночам в хлев спать вместе с животными и др. Однако он оставался, тверд и в постоянных молитвах все более укреплялся в православной вере. Наконец, Иван предстал перед грозным пашой, потребовавшим у него ответа, почему тот упорствует и не желает переходить в ислам. "Я верую в Бога моего Иисуса Христа, - повторил ему русский солдат. - Мне не страшны пытки и мучения, от них моя вера становится еще крепче". Паша был потрясен ответом Ивана, но приказал продолжать истязания непокорного. Сила веры и мужество русского солдата, морально побеждавшего своих истязателей, поразило многонациональное население Прокопио - греков, армян и даже турок, в массе своей симпатизировавших несгибаемому "кафиру". Твердость веры Иоанна смягчила сердце хозяина и даже расположило к рабу. Наконец окончились насилия и угрозы и он был назначен на службу в конюшне. Здесь он отдыхал в углу и в посте и молитве благодарил Бога, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие тех, какие Сам Он избрал местом Своего рождения во плоти.

Его стал особо любить хозяин и местные жители... Его дневные труды и ночные молитвы в хлеву и в церкви св. Георгия, куда он ходил тайно, где исповедовался и причащался, не прошли зря. Слух о необычном узнике, прославившегося своей верой и чудесами, распространился далеко за пределами Прокопио. После нескольких лет труда, поста и молитв Иоанн заболел, и причастившись Святых Таин, скончался 27 мая 1730 года. Местные христиане предали с почестями земле его тело, однако, когда через 3,5 года могилу Иоанна вскрыли, жители Прокопио стали свидетелями чуда - тление не тронуло тела праведника. Узнавшие об этом турецкие власти пришли в неистовство. Янычары отобрали у православных тело святого и бросили его в костер. И тут чудо произошло вновь - огонь не тронул св. мощи, они лишь почернели от дыма и копоти. Лишь тогда власть признала свое поражение и бессилие, а местные жители торжественно отнесли тело Иоанна в церковь и стали почитать его как святого Иоанна Русского. В храм стали стекаться верущие со всей Малой Азии, узнав о происходивших в Прокопио чудесах исцеления.

В 1922 году после Малоазиатской катастрофы грекам пришлось покинуть восточные берега Эгейского моря и бежать в Грецию, взяв с собою лишь то, что они могли унести. Жители Прокопио не имели ничего более ценного, чем мощи Иоанна Русского. В 1925 году они оказались в том месте, где находятся и сегодня - в городе со старым названием Прокопио в центре острова Эвбея, созданном переселенцами из Малой Азии, где святой продолжал помогать и исцелять страждущих, устремившихся в Прокопио со всей Греции и из-за рубежа. Болезни и недуги, перед которыми врачи были бессильны, отступали на глазах верующих в этом священном месте полностью проходили, и это документально зафиксированные факты.

Храм св. Иоанна Русского, в котором выставлен серебряный саркофаг с мощами святого, был построен в 1951 году. Войти в его узкую дверь не так просто - толпы людей всех возрастов постоянно находятся внутри него и за его пределами. Под стеклом саркофага можно отчетливо рассмотреть убранное парчей и почерневшее тело русского солдата-святого, большую часть лица которого закрывает золотая пластина. К саркофагу ведет длинная очередь. Склонившись над ним, люди трепетно прикладываются губами к стеклу и шепотом произносят молитвы. Многие плачут. В центре храма установлена большая икона с изображением св. Иоанна, также притягивающая к себе верующих.

На Пасху здесь бывает особенно много верующих почти с пол-Греции.

В 1962 г. Иоанн Русский был канонизирован Греческой Православной Церковью (день памяти 27 мая) и по решению Элладской Церкви и государства было создано Общество св. Иоанна с двумя пансионами, двумя приютами для сирот, одной богадельней в Халкиде и Неоартаки, детским лагерем и др. учреждениями. Св. Иоанн и в наши дни является людям в бедах, исцеляет и ограждает от несчастий, чему есть множество свидетельств чудес.

Святый Иоанне, моли Бога о нас!

По материалам Сергея Латышева и
митрополита Иоанникия Луганского и Старобельского
    
  
№ 25
січень 2005 року

Зміст номера:

З Рiздвом Христовим!

Святейший Патриарх Варфоломей: "Вопрос создания украинского униатского патриархата будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия"

Життя - продовження віри

Традицiї святкування Рiздва

О кротком обращении с ближними

Що потрiбно знати про церковний етикет

Святкова кулінарія

Святой Иоанн Русский

Основы христианской культуры

Спiв – це процес одухотворення

Базилика свт. Николая в г.Бари

Новини звідусіль

Різдвяна ялинка. Дитячий додаток

Зi Святом Водохреща!

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Олег Степанов,
Наталія Степанова,
Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег Степанов

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz