Іконопис
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
В ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Воскресение Христово как Величайшее Событие в спасении человеческого рода и мира в целом, древняя каноническая православная иконография изобразует нам, как ни странно, не само Таинство Воскресения, а
“Сошествие Господа нашего Иисуса Христа во ад”.
До конца XVI в. в русской иконописи это было единственное иконографическое решение изображения Воскресения Христова.
Начало было положено еще в византийской иконописной традиции. Соответствующая иконография складывалась с VII в. на основании Второго соборного послания апостола Петра (2Пет.3, 9-13), Псалтири и под влиянием апокрифических книг “Евангелие Никодима” и “Слово Евсевия”(не входящих в список запрещенных).
На Руси известна с XI в. В центре композиции Христос, в ореоле славы, стоит на разрушенных створках врат ада над черной бездной. Кроме разрушенных врат, иногда изображают разбитые замки, ключи, цепи. В аду помещают его князя - фигуру сатаны, связываемого ангелами. По обеим сторонам Христа - избавляемые от ада праведники: коленопреклоненные Адам и Ева, выводимые Христом за руки из гробов, позади - цари Давид и Соломон, а также Иоанн Предтеча, пророк Даниил и Авель.
Другой тип икон, посвященный Воскресению Спасителя, - “Жены-мироносицы у гроба Господня”. Здесь перед нами предстает сцена прихода жен-мироносиц ко гробу утром для помазания благовониями (ароматами), но видят открытый гроб, и тела Спасителя в нем уже нет. Там лежат лишь погребальные пелены, и тут ангел Господень (два ангела) явился и известил им, что чего они ищут Иисуса распятого, Его нет среди мертвых, Он Воскрес! Взоры жен обращены ко гробу и погребальным пеленам, на которые указывает ангел. Иногда изображается на заднем плане и сам воскресший Господь.
Третий тип, собственно,иконография “Восресения Христова”, где изображается Христос возносящимся из раскрытого гроба (саркофага) или вышедшим из погребальной пещеры, или стоящим на отваленном гробовом камне, рядом спящая или в ужасе бежащая стража первосвященника. Иногда в руках Спасителя белая хоругвь с красным крестом, рядом - два ангела как свидетели Воскресения. Эта традиция была заимствована во второй половине XVII в. из западной католической реалистической живописи, правда, современем “оделась” в более каноническую форму и технику. Так, что она вполне является православной, хотя и не имеет древних корней и символики, а лишь иллюстрирует евангельские слова иконографически.
Кроме этих икон, к теме Воскресшего Христа относятся и иконы: “Явление ап. Фоме”, “Явление Марии Магдалине”.
Олег Степанов
|
|