ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Жизнь и творения митрополита Гавриила (Петрова)
Высокопреосвященный Гавриил (Петров), Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Вопреки веку Просвещения. Жизнь. Творчество. Кончина / Подготовка текста, составление и послесловие — П.В. Калитин. — М.: Паломникъ, Русский Двор, 1999. — 508 с. (серия “Богословское творчество русских святителей XVIII—XIX веков”).
Истории отечественной общественной и философской мысли еще только предстоит заново “выстроить” и осмыслить интеллектуальную картину XVIII века. Большинство достойных трудов по истории философии этого периода вышло именно в последние десять лет, и именно они начали постепенно разрушать монополию прежнего, основанного на идеологической и мировоззренческой предвзятости советского представления об эпохе Просвещения.
До недавнего времени образ XVIII века представлялся односторонним как для поборников сугубо материалистического мировоззрения, так и для многих глубоко религиозных людей; знаковыми фигурами этого периода считались Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Михайла Ломоносов, Михаил Щербатов, Николай Новиков, Александр Радищев, причем в явно урезанной “редакции”. Чем в меньшей степени тот или иной персонаж был привержен метафизике и богословским темам, чем больше натурфилософских, естественно-правовых и антирелигиозных идей он высказывал (или, по крайней мере, чем больше ему таковых приписывалось), тем больше шансов такой мыслитель обретал на “прописку” в официальной истории философии и во всевозможных учебниках и хрестоматиях.
Известный русский литературовед и историк культуры Павел Сакулин в 1920-е годы выделил три доминирующих в XVIII веке философские направления: философия веры (масонство), философия разума (вольтерьянство) и философия чувства (руссоизм). Однако подобный взгляд не учитывает ни богословского, ни метафизического направлений. Только в 1970-е годы окончательно обосновался в “легальном дискурсе” великий философ, неоплатоник и гностик, Григорий Саввич Сковорода, еще не до конца “легализованы” масоны Семен Гамалея и Николай Львов, на “очереди” — игнорировавшиеся в предыдущие десятилетия официальной наукой св. Димитрий Ростовский, св. Иоанн Максимович, св. Паисий Величковский, св. Тихон Задонский, св. Георгий Конисский.
Составитель рассматриваемой книги, Петр Калитин, известен прежде всего как автор исследований по русской философии второй половины XVIII века (о митрополите Платоне (Левшине) и других не менее достойных подвижниках и мыслителях). В книгу, помимо биографического очерка, написанного в достаточно экспрессивной манере, вошли разного рода материалы Высокопреосвященного Гавриила, его Толкования на Апостольские послания, не переиздававшиеся с 1794 года, его письма к разным светским и духовным лицам, а также объемное биографическое исследование Б.В. Титлинова “Гавриил Петров. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский” (Пг., 1916).
С именем Высокопреосвященного связано развитие такого важного и малоисследованного феномена отечественной интеллектуальной культуры как ученое монашество. Синодальный период для русского православия характеризовался в целом отходом от святоотеческой духовности; Гавриил Петров способствовал изданию творений св. Иоанна Златоуста, св. Иоанна Лествичника, епископа Тихона Задонского, митрополита Платона (Левшина), именно ему принадлежала решающая роль в печатании славянской “Филокалии” — “Добротолюбия” св. Паисия Величковского. Тщаниями митрополита, бывшего на протяжении тридцати (!) лет первоприсутствующим членом Св. Синода, реформирована система духовного образования, православные семинарии и академии по всей Российской империи “очищались” от “второй” (постренессансной контрреформационной) схоластики.
Рассматриваемая книга имеет очень точное название: “Вопреки веку Просвещения”. Церковная, писательская и проповедническая деятельность митрополита Гавриила, как и его единомышленников и многочисленных учеников, явным образом не вписывалась в духовно-интеллектуальный дискурс эпохи. Но именно благодаря такой многомудрой деятельности православие было освобожденно от несвойственных ему протестантских и католических тенденций и представлений, от схоластики и картезианского рационализма, а философия и общественная мысль обрели серьезную концептуальную альтернативу.
Перед историко-философской наукой еще только стоит задача написания полной и объективной истории русской философии XVIII века. И книга жизнеописания и творений Преосвященного Гавриила (Петрова), как и вся серия “Богословское творчество русских святителей XVIII—XIX веков”, — достойная основа для такой работы.
подготовил Андрей Окара
Философская газета. 2001. № 2 (3).
|
|
|
№ 8
червень 2001 року
Зміст номера:
СОЖИДУ ЦЕРКОВЬ
Якою бути нашій общині?
Фарисейское лицемерие
Стежки навернення
Нам пишуть
Виникнення культури
Тлумачний молитвослов. Трисвяте
Круглий стіл "Християнство і культура"
Скільки у світі православних?
Сторінками нових видань
"Блюдіте, убо, яко опасно ходите" (Еф. 5, 15)
Слава Богу за все
Пути русской религиозной мысли в изгнании
Вера в Церковь
Христианское просвещение в эпоху Просвещения
Запитуєте - відповідаємо
Новини звідусіль
Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.
Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Юрій Вестель,
Тарас і Оксана Андрусевичі
Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Валерій Путник
Адреса “ВіК”:
03014 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua
Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
tarasiy@compclub.lviv.ua
Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".
Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
|
|
|