Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 15

№ 16

№ 17


 

ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ

Мы вновь возвращаемся к теме ежегодного чуда схождения благодатного огня в Иерусалиме поднятой нашей редакцией год назад во №2 (12) 2002 года, здесь помещены другие свидетельства очевидцев всехристианского события.

Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут имп. Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят еще к тому времени, когда о благодатном огне писал св. Григорий Ненский, и святой Иоанн Дамаскин (VIII в.), и крестоносцы (враги Православной Восточной Церкви), и паломники всех вер на протяжении многих веков.

Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора - Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира - в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва... И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом Храма.

Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто, сколько может вместить. Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубоватого цвета, или как облако. Вся кувуклия (часовня) окутана этим облаком. Иногда - будто молния ударяет в стену и прямо отсвечивает, озаряет все. И свечение какое-то голубоватое. В другой раз - как северное сияние играет под куполом кувуклии.

Одна сестра рассказывала, что при ней стояла гречанка, и когда увидела благодатный поток, то крикнула от радости и бросила свечи вверх, а к ней они вернулись уже зажженные. И эту радость передать невозможно.

Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность: вот стоит румынка, там - гречанка, тут - русская, американка, у всех получается одна молитва, все просят одно - благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное - одна молитва! Со мной стоял мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек как ребенок начал плакать, боясь, что исполнилось пророчество (в последние времена благодатный огонь не сойдет).

И вот, когда благодать раздается, представьте себе - море огня, и никогда пожара не бывает, никогда. Бывали случаи, загорится апостольник (облачение монахини), или матушка одна рясу прожгла, в руках несла с дырой, домой пришла, ищет дырку, а ряса целая, дырки нет.

Когда благодать - это море огня разливается, кто плачет, кто кричит, кто смеется. Это чувство надо пережить, его так не передать. И ясно чувствуешь, что - Сам Христос, вот, как незримое явление Господа, такое убедительное, явное, вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все прискорбности, все, что человек претерпевает, кажется ничтожно. Ради этого чуда, ради этой благодати - все ничтожно”.

Вначале благодатный огонь имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей по числу лет Спасителя. Поразительно наблюдать, как люди купают лица в этом пламени, проводят им по бородам и волосам, и оно не вредит им. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Святой Огонь нисходит в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу - накануне Православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность - священный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

Так как инославные хотя и пытались получить Святой Огонь, но безуспешно, то римские католики отошли от участия в этом недосягаемом для них благодатном торжестве.

Как-то раз другая община, живущая в Иерусалиме, - армяне - тоже христиане, но отступившие от Святого Православия еще в IV веке, подкупили турецкие власти и именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу турецкие власти допустили в пещеру - “Гроб Господень”.

Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а Православный Иерусалимский. Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей Храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, он рассеклась и из нее выше столп огня, который зажег свечи у православных.

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у праваславных право молиться в это день в Гробе Господнем.

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва благодатный огонь был вновь доставлен на Русскую землю. Группа паломников - священнослужителей и мирян - га благословению Святейшего Патриарха пронесла благодатный огонь от Гроба Господи в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. И с тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножья памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.

    
  
№ 16
травень 2003 року

Зміст номера:

Христос Воскресе!

свт. Григорий Назианзин. Слово 45. На Святую Пасху

П. И. Севбо. Пасха

Чудо Благодатного огня

Думки поминального тижня

Чиї молитви чує Господь

Чому часу все менше?

Апофатика и наука

Духовные отношения родителей с детьми в семье

Из истории церковных колоколов

Чому сперечаються про віру?

Антропологія у книжкових новинках

Рецепти паски

Новини звідусіль

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz