За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України | ||
Інтернет-версія
газети
|
|
газета для всіх тих, хто любить Православіє № 42 |
Іконопис
ИКОНА "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"Православная иконография не оставляет без воплощения ни одно из величайших и священных событий Ветхого и Нового Завета, жизни Церкви в целом и отдельно каждого святого подвижника, а тем более двунадесятые праздники. Один из них мы и празднуем сегодня – Рождество Христво. Две тысячи лет тому назад недалеко от Вифлеема пастухам явился Ангел в светозарном сиянии. Он сказал: "Я возвещаю великую радость вам и всем людям, ибо ныне родился в Вифлееме Спаситель, который есть Христос Господь". Слова эти нам понятны, но обрести великую радость непросто: необходима большая вера. Ведь Православная Церковь – это корабль, на котором Христос нас спасает. С помощью Церкви мы учимся жить во Христе. А иконы, которые мы видим в храме, помогают углублять веру, пробуждать в нашем сердце благодатные чувства и постигать духовный мир. Если же говорить об иконе "Рождество Христово", то она таинственным образом, неведомым для нас, пробуждает ту же самую великую радость, о которой сказал Ангел Господень. Икона эта предлагает осознать, что Христос – не земной могущественный царь, каким многие Его ожидали. Он родился не в царском дворце и не в окружении царских подданных. Его колыбель не сверкала золотом и драгоценными камнями. Родился Спаситель в пещере, в яслях для скота. Потому-то над яслями в иконе изображают вола и осла. Что означает такое рождение и почему иконописец изобразил животных, склонившихся над Младенцем? Ведь можно же было их изобразить где-либо в глубине пещеры? В иконе всё прикровенно и символично, потому что символ позволяет передать просто о многом, что словами и не передать. Такое рождение Христа имело глубокий смысл, о Нем еще в древности предсказывалось пророками. Христос родился в Вифлееме. Так этот город назван Яковом, пасшим здесь свои стада. Назвал по внушению Духа Божия: Вифлеем – значит "дом хлеба"; предвозвещалось, что на этом месте родится Христос – истинный Хлеб Небесный. Привязанные к яслям вол и осёл были предвидены пророком Исайей: "Вол знает владетеля своего, и осёл – ясли господина своего". Эти бессловесные животные склонились над Младенцем, согревая Его своим дыханием. Так они служили Владыке и Творцу своему. Когда Иосиф пришел из Назарета для продажи, чтобы оплатить царскую подать и расходы, связанные с путешествием. На осле же ехала Богородица. Вертеп-пещера – нерукотворное природное укрытие. Пещеры часто бывали местами тайных убежищ. Изображение пещеры на иконе символизирует служение Творцу, далее мёртвой природы. Таким образом, икона "Рождество Христово" прежде всего говорит о том, что в Вифлееме родился Единый Вседержитель, Творец неба и земли, видимого всего и невидимого, Которому поклоняются все творения, от животных до светоносных Ангелов. Символика иконы многозначна, и открывается она человеку по мере углубления его веры. Особая значимость Рождества Христова выразилась в чрезвычайном разнообразии и сложности его иконографии. Обязательные элементы православной иконографии этого праздника следующие: пещера, спелёнутый Младенец в яслях, над Ним – головы домашних животных (вол, осел). На ложе изображается полулежащая фигура Богоматери. По сторонам, на уступах гор и за ними – три волхва (иногда скачущие на конях и указывающие на Вифлеемскую звезду, иногда преклоненные перед Богомладенцем и преподносящие дары), поющие ангелы и пастух (иногда играющий на рожке, около него – одна или две овцы). В нижней части композици с одной стороны изображаются сидящий Иосиф и перед ним "дух сомнения" (старец), с другой – купель и перед ней две женские фигуры. Одна из женщин наливает воду, другая держит Младенца. В усложненных композициях снизу помещают фигуру царя Ирода, волхвов перед ним, кроме того, изображается сцена избиения младенцев. Подготовил Степанов Олег
По материалам: Виктора Криворотого, В.В. Филатова "Словарь изографа" |
|
|