За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів  
Рубрики
Віра і культура

  газета для всіх тих,
хто любить Православіє

№ 34

№ 35

№ 36


 
Релігія і філософія Релігія і філософія

ЦЕЛЬ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ И СРЕДСТВА ДЛЯ ЕЁ ДОСТИЖЕНИЯ

Господь наш Иисус Христос основал Свою Церковь для того, чтобы даровать в Ней всем желающим Свою божественную благодать, силой которой человечество только и может спастись и навеки соединиться с Самим Богом. Таким образом, цель Церкви Христовой состоит, прежде всего, в спасении человека, а через него и всего мира, вслед за чем, все творение должно войти в непреходящую славу жизни в Боге и через Бога.

Спасение есть избавление человека от рабства тлению и смерти, посредством его очищения от греховных страстей благодатью Божией. Но любовь Божия к человеку и всему творению не может исчерпываться только его спасением от греха и его пагубных последствий. Бог по неизмеримому милосердию Своему не только исцеляет человека от его болезни, Он также дарует ему Самого Себя, нераздельно и неслиянно соединяясь с ним в Церкви. Собственно для того Он и сошел в мир, облекшись в человеческую природу, чтобы возвести человека в Царствие Небесное, облекши его в Свою божественную благодать. По единогласному утверждению Св. отцов: "Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом". Это соединение человека с Богом в Церкви называется обожением. Обожение есть предельная и главная цель Церкви Христовой. Церковь же по сути своей есть свободный союз и органическое единство Бога и человека, и потому Она также есть путь, восходя по которому, человек через единого Посредника (Иов. 9, 33; 1 Тим. 2, 5) между землей и небом Иисуса Христа может обрести вечноблаженную жизнь в Боге.

Ради сообщения этой вечноблаженной жизни собственно только и приходил Христос, ради этого Он воплотился, проповедовал, исцелял, творил чудеса, претерпевал страдания и смерть на кресте, ради этого Он воскрес, вознесся на небеса и ниспослал Своим ученикам Духа Святого, образовав Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И потому у Нее нет и быть не может какой-либо иной цели, кроме той, ради которой Бог стал человеком. Как вся жизнь Христа была направлена только на то, чтобы "взыскать и спасти погибшее" (Мф. 18,11; см. также Мф. 10,6; Лк. 9,56) и сообщить ему вечную жизнь, так и жизнь Его Церкви не имеет и не может иметь иной цели, ибо Она есть Тело Его и Ее жизнь и жизнь Христа – едины и нераздельны, как одна и та же жизнь.

По Своем вознесении на небо, когда Спаситель воссел "одесную Отца" и возглавил под Собой всю Церковь – как небесную, так и земную, – Он не оставил живущих на земле людей, но продолжает совершать то же самое дело, которое Он совершал, когда видимым образом был на Земле, – освящение и просвещение грешного рода человеческого (см. Еф. 5,26-27; Тит. 2,14) Своей всеосвящающей благодатью, тем самым избавляя его от всех тех бедствий, которым человек подвергся вследствие как первого, так и всех последующих грехопадений (см. Мф. 20,28; 26, 28; Ин. 11,51; Фил. 2,7-8; Евр. 2, 11,14, 15). Господь продолжает всемилостиво совершать дело нашего спасения – через Свое всесвятое Тело – Церковь, для которой Он есть Основатель, Устроитель, Глава и Цель, тогда как Она для Него есть средство и орудие попечения о Его заблудшем и страдающем творении.

Спасение, средством достижения которого есть Церковь, по самому своему смыслу всегда необходимо предполагает, кроме того, кого нужно спасать (погибающего человека и всего творения), и того, кто будет спасать (Христа Спасителя), также и то, от чего необходимо спасать (некую беду).

Таковой бедой, для избавления от которой человека собственно и приходил Христос, является ни что иное, как грех. Церковно-славянское слово "грех" является переводом греческого слова "amartia", которое по самому нейтральному своему смыслу означает вообще "ошибку", т.е. некий "промах мимо цели"; в применении к человеку означает как ошибку ума или безумие, так и ошибку воли, неправильный выбор или преступление, указывая всем этим, что в грехопадении повреждается вся разумно-свободная душа человека, в результате чего он "промахивается мимо" своей цели и не достигает ее. Целью же этой для него, как и для всего творения, является Бог. Таким образом, грех по сути своей есть безумно-преступное беззаконие, т.е. горделиво-самонадеянное нарушение человеком Божией заповеди, в следствии чего он разрушает свое единство с Богом и отпадает от Того, Кто есть Сама Жизнь, Истина, Свобода, Единство и Любовь (см. 1Ин. 3,4,8).

Неизбежным следствием греховного отпадения человека от Бога-Жизни будет тление и смерть, ибо он не имеет жизни в себе, но получает ее от Творца. Тленность человеческой природы выражается в том, что человек от самого своего рождения подвержен болезням, страданиям и вообще старению и увяданию. Тление завершается смертью, суть которой заключается в отделении от тела оживляющей его души, вследствие чего тело окончательно распадается. Это смерть телесная. Причиной и корнем ее наступления является смерть душевная, которая есть отпадение души от Бога, или грех.

Необходимым следствием отпадения человека от Бога-Истины будет его приверженность лжи, или безумие. И действительно, мы видим, насколько обезумел человек, если в своем слепотствующем мудровании доходит до отрицания самой очевидной истины – Бога, поставляя на Его место свои лживые измышления – бесчисленное множество идолов своего тщеславия и гордости.

Необходимым следствием отпадения человека от Бога-Свободы также будет его полное порабощение своим эгоистическим страстям, в результате которого он утрачивает способность обладать собой для того, чтобы созидать как себя, так и все творение во благе и красоте. Ведь свобода есть самообладание или самовластие для самосозидания, т.е. для преображения своей природы в свете истины и красоты. И как таковая она возможна только при единении человека с Абсолютной Свободой, Истиной и Красотой. Вследствие грехопадения человек отдаляется от Источника всяческих благ, в том числе и свободы, и потому оказывается жалким пленником своего безумия, зловредных привычек (страстей), болезненного тления и смерти. Богоданная и неотъемлемая способность свободы обращается человеком против самого себя, ибо он преимущественно использует ее во зло себе и своим ближним.

Следствием отпадения человека от Бога-Единства будет раскол и разбитость его первозданно-гармоничной природы. По грехопадении человек разобщен с самим собой, ибо его душевно-телесное существо самопротиворечиво распадается на составляющие его части – плоть и дух, которые враждебно противостоят друг другу по своим устремлениям, ибо дух по природе своей стремится "горе", к небу, а плоть – "низу", к земле. "Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5,17). Между ними постоянно идет борьба за преобладание, в конце-концов завершающаяся смертью, т.е. поражением обоих сторон. Следует подчеркнуть, что плоть не есть тело, но та низшая "часть", периферийная сторона души человека, которой он связан со своим телом – оживотворяющая или страстно-чувственная ее способность, по грехопадении ставшая тиранически господствовать в душе, подчинив себе ее высшие способности – разум и волю.

Необходимым следствием отпадения человека от Бога-Любви будет его порабощение ненависти и злобе. Утратив единство с Богом и с самим собой, человек не может достигнуть и единения со своими ближними, которое достигается только через любовь. Ведь любовь как раз и есть полное единение любящего и любимого, которое осуществляется посредством их всецелой жертвенной самоотдачи друг другу (см. Мф. 22, 37-39; Мк. 12,30-33; Лк. 10,27; Ин. 15,13; Еф. 5,2). Вопреки естественной потребности любить, человек безумно старается всячески утвердиться в эгоистической отъединенности от Бога, других людей и всего творения, относясь к ним не как к своим родственникам и друзьям, ради которых нужно жертвовать собой, но как к чужим и врагам, которых нужно стараться потребительски использовать, подчинив их себе, или даже уничтожив, если они мешают исполнению его желаний.

Итак, в грехопадении человек отпал от Бога и тем самым впал в смерть, безумие, разобщенность и ненависть, осквернив ими свою душу. Поэтому для того, чтобы человек снова соединился с Богом, необходимо преодолеть и уничтожить все то, что заграждает человеку свободный доступ к Богу, а именно – грех и все его пагубные последствия. Для этого собственно и снизошел Сын Божий, став Сыном Человеческим, тем самым созидая Свою Церковь.

Для того, чтобы избавить человека от тления и смерти, Сын Божий в момент Благовещения Пресвятой Деве Марии воспринимает от Нее в свою Божественную Ипостась тленную человеческую природу, полностью сожигая ее тление огнем Своего нетленного Божества; на Кресте же Он также воспринимает на Себя человеческую смерть, всецело уничтожив ее в Своем Воскресении силой Своей Божественной Жизни. Отныне, все верующие могут приобщиться Дару вечноблаженной Жизни в Боге, завоеванному Христом на Кресте, и победить смерть и тление в Его Воскресшем Теле – Церкви.

Для того, чтобы освободить человека от рабства греховным страстям, Сын Божий, находясь в Своем человеческом теле, воспринимает на Себя всю силу бесовских искушений и соблазнов ко греху и полностью отражает все коварные нападения лукавого. Он всецело побеждает грех тем, что остается совершенно непричастным ему. Отныне, Он сообщает силу Своей Праведности и Святости всем тем, кто причастен Ему в Его Церкви, для того, чтобы они шли узким путем добродетели и правды, а не широким путем злодеяний и неправды, которым они ходили пока были вне общения со Христом в Церкви.

Для того, чтобы исцелить ум человека от безумия и лжи, Божественное Слово по Своем воплощении, рождестве и достижении взрослого возраста научает слушающих истинной вере, открывает пред ними тайны познания Бога, человека и мира, выступая при этом как Проповедник, Учитель и Пророк. По Своем Воскресении из мертвых Господь отверзает ум своих учеников для истинного уразумения Писаний, т.е. Божественного Откровения, а по вознесении на небеса ниспосылает Духа Святого, силой которого Церковь окончательно созидается как органическое Единство человека и Бога, в силу чего Она обретает способность непреложно сохранять вверенную Ей богооткровенную истину. Отныне, каждый алчущий и жаждущий правды и истины может утолить свой голод и жажду в Теле Христовом, которое есть Сама воплощенная Истина и Правда.

Для того, чтобы сообщить человеку единство с ним самим, Сын Божий во Христе преодолевает разобщенность человеческой природы, в Своем воплощении и во всей земной жизни восстанавливая гармонически-целостное единство души и тела, в котором разумно-свободный дух (ум) главенствует над бессловесным чувством, а через него и над материальным телом. Силой Своего Божества Христос снова подчиняет тело душе, душу – уму, а сам ум – Богу. "Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим. 8,9-10). Отныне, каждый изнутри искалеченный человек может восстановить изначально единый порядок своей природы, приобщившись идеально упорядоченному человечеству Христа, воплощенному в Церкви.

Для того, чтобы извлечь человека из пропасти ненависти и злобы, Бог Сам спускается на самое дно этой пропасти, принося человеку Дар Всепрощения и Любви, даруя ему всего Себя без остатка, в надежде, что от Его всемилостивой кротости и смирения вплоть до смерти растопится оледеневшее человеческое сердце и омоется слезами покаяния, ответной благодарности и любви. Христос пришел к каждому из нас и к каждому из нас Он обращает Свой кроткий призыв обратиться от дел тьмы к свету добра, отвратится от мертвящей ненависти, и припасть к любви, которая животворит. И вот уже более двух тысяч лет Церковь не устает снова и снова повторять призыв Господа к нежелающему в своем безумии слушать Ее человечеству, вот уже более двух тысяч лет Она несет в лежащий во зле и ненависти мир Благовестие Мира и Любви, и будет совершать это Свое служение вплоть до второго пришествия Христова.

(Окончание следует)

Тарас Боразанец
    
  
№ 36
квітень 2007 року

Зміст номера:

Христос Воскресє!

Як святкували Пасху

Пасхальне послання Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

"Русская Церковь должна быть и будет единою"

Кухня Великодня

Смиренні молитвениці

Православний парафiяльний комплекс: особливостi сучасного устрою

Место психологического консультирования в единой системе поддержки семьи

Цель Церкви Христовой и средства для её достижения

Біблійна археологія: період праотців

Пророцтва про Воскресiння Христове

Радониця

Изготовление иконы

О белых одеждах, джинсах и "православной" моде

Беседы о диаволе, часть I (Святитель Иоанн Златоуст)

Вознесiння Господне

Новини звідусіль

Зi святом жон мироносиць та Вознесiнням Господнiм!

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz