За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів  
Рубрики
Віра і культура

  газета для всіх тих,
хто любить Православіє

№ 34

№ 35

№ 36


 
Іконопис Іконопис

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИКОНЫ

Рисунок 1

Икона начинается с благословения иконописца и молитвы, равно как и создается для нее, но материальная ее основа это доска и готовится она так:

Иконная доска – древесная основа под икону, обычно делается из липы, реже сосны, ели или дуба. Несколько досточек плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают их животным клеем (мездровым, казеиновым и т.п.) и дополнительно скрепляют шпонками (польск. "шпонка" от нем. "шпон" – тонкий лист древесины) с тыльной стороны или с торцов. Деревянный брусок, либо прибитый к тыльной или торцевой стороне иконной доски, либо вставленный в специально сделанный для этого паз служит для предохранения доски от деформации и скрепления нескольких досок, из которых собрана иконная доска – деревянный щит.

Скрепление усиливают внутренними шипами (планками), а с тыльной стороны еще и "карасиками", или "ласточками". Ласточка, (ж.р.) – термин русских иконописцев: плоская деревянная планочка, имеющая абрис банта (см. рис. 2). Ее врезают в поверхность смежных склеиваемых досок иконы для дополнительного их крепления.

Рисунок 2

С лицевой стороны, в месте расположения сюжета, делают плоское углубление – ковчег, обрамленный выступом, т. н. поле. Ковчег – плоское углубление в иконной доске, на поверхности которого располагается сюжет иконы. Иногда бывает двойным, при этом внутренний – более углубленный. Скос между ковчегом и полем называют лузгой (см. рис. 1). Всю лицевую поверхность доски проклеивают животным клеем группы коллагеновых (напр. мездровым). На стыки досок, а также на прилегающие к торцам плоскости и на сучки наклеивают ткань (иногда бумагу) – паволоку (см. рис. 3). Паволока (от русск. паволока – покрывало, чехол, пелена, покров) – обычно ткань, реже, в XIX-нач. XX вв. – бумага, наклеенная на всю поверхность иконной доски (сплошная паволока) или на отдельные ее части (частичная паволока), подвергающиеся деформации в результате растрескивания: на местах склейки досок, на плоскости у нижнего или верхнего поля, поверх сучков. Изготовлялась из льняных, пеньковых, позднее – хлопчатобумажных тканей; переплетение нитей в тканях обычно полотняное, реже – саржевое (диагоналевое) или фасонное – с рисунком, вытканным из нитей основы и утка. Иногда использовалась ткань с напечатанным на ней красками рисунком ("набойка").

Рисунок 3

Белый грунт (левкас) составляют из порошка мела, реже гипса, и животного клея; коричневый грунт (под масляную живопись – с XVIII в.) – из природных железо-окисных пигментов (темных охр, сиены), льняной олифы и клея. Левкас – белый грунт для иконной и настенной живописи. Иконный левкас состоит из белого порошка мела или гипса, которые предварительно отмачивают в воде для того, чтобы избавить левкас от примеси песка. Если левкас содержит песок, то при отделке его поверхности (шлифовании) жесткие примеси будут выкрашиваться, образуя каверны и царапины. Порошок соединяют с теплым раствором коллагенового клея (мездрового, осетрового). Левкас наносится постепенно, многослойно на проклеенную поверхность доски. Под левкас полагается наклеивать паволоку. Поверхность тщательно выравнивают и шлифуют. Иногда левкас украшают рельефом из той же массы (лепной левкас) или углубленными бороздками, наносимыми с помощью чеканов (чеканный левкас); иногда по левкасу резцом вырезают орнамент (резной левкас). Настенный левкас в настоящее время принято называть штукатуркой; его составляют из гашеной извести, песка и др. наполнителей, наносят на поверхность кладки стен под настенную живопись, выполняемую в технике фрески – клее-темперной, клеевой или масляной.

По левкасу живопись исполняют темперными красками (основное связующее – желток куриного яйца). Высохший красочный слой покрывают тонкой пленкой олифы или масляного лака.

Подготовил Степанов Олег
    
  
№ 36
квітень 2007 року

Зміст номера:

Христос Воскресє!

Як святкували Пасху

Пасхальне послання Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

"Русская Церковь должна быть и будет единою"

Кухня Великодня

Смиренні молитвениці

Православний парафiяльний комплекс: особливостi сучасного устрою

Место психологического консультирования в единой системе поддержки семьи

Цель Церкви Христовой и средства для её достижения

Біблійна археологія: період праотців

Пророцтва про Воскресiння Христове

Радониця

Изготовление иконы

О белых одеждах, джинсах и "православной" моде

Беседы о диаволе, часть I (Святитель Иоанн Златоуст)

Вознесiння Господне

Новини звідусіль

Зi святом жон мироносиць та Вознесiнням Господнiм!

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz