Традицii Свята
КАК ЦЕРКОВНО ПРАЗДНОВАТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Светлый и радостный Праздник Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно Божественному свидетельству Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: "Я возвещаю вам, – говорит Ангел вифлеемским пастухам, – великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях." И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: “слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!”
Богослужение
Святая Православная Церковь на Рождество Христово виличает праздник возглашая: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащие, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе". В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В церкви в навечерие читаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу. Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки".
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1:8-25). В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче", – говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово. Божественную Литургию в праздник постановлено совершать "по рану труда ради бденного".
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, отменять пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.
Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: "Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" и прочее". С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
Сочельник
Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), – и согласно словам Евангелия:
"Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Мф. 13,31-36).
В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей рождение Иисуса Христа. В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать "с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти".
Рождественская елка
Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его" (Ис. 2:1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: "Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет он него – произрос Ты от Девы". Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание" (Гал. 5:22-23).
Тихо, торжественно и с наростающей радостью приходит Рождество в наши сердца и дома...
Христос рождается! Славим Его!
|
|