Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 29

№ 30

№ 31


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ
типология и устройство

(Продолжение, начало см. в №2 (26), №3 (27) , №4 (28), №5 (29) 2005 г.)

Монастыри-колонии (скиты)

Монастыри в городах и пустынях различались между собой не только внешней обстановкой, но и общественным значением, самим духом складывавшегося быта, даже в большинстве самим происхождением.

Городские и пригородные монастыри обыкновенно созидались благочестивым усердием высших церковных иерархов, князей, бояр, богатых горожан – людей, которые оставались в стороне от основанных ими обителей, не входили в состав созванной ими братии. Ктиторы обстраивали монастырь, созывали братию, давали ей средства содержания. Живя среди мира, в ежедневном с ним общении и для его духовных нужд, такие монастыри и назывались "мирскими".

Другие же имели более самобытное происхождение, основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там становились основателями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания монастыря. Иные основатели таких пустыней становились отшельниками прямо из мира, еще до пострижения, подобно прп. Сергию Радонежскому, но большинство проходило иноческий искус в каком-либо монастыре, обыкновенно также пустынном, и оттуда потом уходило для уединения в лес и создавало новые пустынные обители, являвшиеся как бы скитами-колониями старых.

Три четверти пустынных монастырей XIV и XV вв. были такими колониями, образовались путем переселения их основателей из других монастырей, чаще пустынных.

Пустынный монастырь воспитывал в своей братии, большее подвижничество, особый взгляд на цели иночества. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении, убежденный, что в миру, среди людской "молвы", это невозможно. К нему собирались такие же искатели безмолвия и устраивали пустыньку. Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда издалека не только богомольцев и жертвователей, но и крестьян, которые селились вокруг богатевшей обители, как духовной и хозяйственной своей опоры, рубили окрестный лес, ставили починки и деревни, расчищали нивы и "искажали пустыню", по выражению жития прп. Сергия Радонежского. Здесь монастырская колонизация встречалась с крестьянской и служила ей невольной путеводительницей. Так на месте одинокой хижины отшельника вырастал многолюдный, богатый и шумный монастырь.

Но среди братии нередко оказывался ученик основателя, тяготившийся этим неиноческим шумом и богатством; верный духу и преданию своего учителя, он с его же благословения уходил от него в нетронутую пустыню, и там тем же порядком возникала новая лесная обитель. Иногда это делал, даже не раз, и сам основатель, оставляя свой монастырь, чтобы в новом лесу повторить свой прежний опыт. Так из одиночных разобщенных местных явлений складывалось широкое движение, которое, исходя из нескольких центров, в продолжение столетий проникало в самые неприступные медвежьи углы и усеивало монастырями обширные лесные дебри Руси.
 

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

"Мирские" монастыри

Основными условиями, содействовавшими развитию монастырского землевладения значило то, как и где возникали монастыри. Высокий иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы отдыхать там от пастырских трудов и упокоиться по временном оставлении паствы. Владетельный князь украшал обителями свой стольный град, свое княжество, чтобы создать "прибежище" для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей и за своих родителей, иногда руководясь при этом и особенными побуждениями исполнить обет, данный в трудном случае, или ознаменовать память о каком-либо счастливом событии своего княжения и т.д. Боярин или богатый купец создавал себе в монастыре место, где надеялся с наибольшей пользой для души молиться и благотворить при жизни и лечь по смерти. Построив церковь и кельи и собрав братию, основатель обеспечивал содержание своей обители недвижимыми имениями или средствами для их приобретения. Иногда монастырь строился при содействии целого общества, городского или сельского.

Монастырь был нужен городу и сельскому округу, чтобы обывателям было где постричься в старости и при смерти и "устроить душу" посмертным помилованием.

Часто братия, которую строители набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала "служебное" жалование из монастырской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное "прокормление и покой". Люди, искавшие под старость в мирском монастыре покоя от мирских забот, не могли исполнять строгих, деятельных правил иноческого устава. Когда в одном таком монастыре попытались ввести подобные правила, иноки с плачем заявили строителю, что новые требования им не под силу; эта братия, как объяснил дело сам строитель, – поселяне и старики, непривычные к порядку жизни настоящих иноков, состарившиеся в простых обычаях.

Итак, из выше сказанного видим, что монастырские комплексы очень различны и индивидуальны в своем основании, духовном развитии, но в архитектурном и композиционном решении весьма схожи. Имели: трапезную с храмом, главную церковь, колокольню, часовни, келии, ограждение (крепостную стену) и множество угодий.

Самые известные в православном мире монастыри: Св. гора Афон в Греции – созвездие монастырей Греческих, Болгарских, Русских и др. Свято-Успенские: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская, Псково-Печерская Лавры со скитами и подвориями; Троице-Сергиева, Александро-Невская Лавры с подвориями и скитами; Новодевичий монастырь, Данилов, Донской в Москве; Спасо-Преображенский Соловецкий с подвориями; Спасо-Валаамский; Троицкий Серафимо-Дивеевский; Свято-Введенская Оптина пустынь; Свято-Покровский в Киеве и Марфо-Мариинский в Москве больничные монастыри; Горненский русский монастырь в Иерусалиме и множество других славных обителей.

Подготовил Олег Степанов
    
  
№ 30
січень 2006 року

Зміст номера:

З Рiздвом Христовим!

Благодать Божественного Младенца

Різдвяне послання Блаженнішого Володимира

Как церковно праздновать Рождество Христово

Релiгiйна освiта i виховання в Україні

Святкова кулінарія

Устройство и символика храма и церковных служб

Муж и жена. Мысли Святаго Иоанна Златоустаго

Язык православной иконы

Православные монастыри. Типология и устройство

Новини парафiї Рiздва Христового на Березняках (Київ)

Новини звідусіль

Зi Святом Водохреща!

Різдвяний фоторепортаж

Різдвяна ялинка. Дитячий додаток

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz