Архітектура сакральна
ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ
типология и устройство
(Продолжение, начало см. в №2 (26) 2005 г.)
ТРАПЕЗНАЯ. Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек являлась трапезная. Часто при основании обители первым возводили именно ее, руководствуясь бытовыми соображениями. Появление трапезной характеризовалось переходом к общежительному монастырскому уставу: "трапезная - место для общего вкушения пищи, которая ассоциировалась с Тайной Вечерей, т.е. имело символический смысл". Особая символика, возлагавшаяся на трапезную, отражается в построении при ней церкви. Кроме общего зала и храма, трапезный комплекс в крупных монастырях включает в себя всевозможные службы: поварню, пекарню, квасоварню. Конструктивное устройство трапезной в отдельных случаях говорит о высоком техническом уровне монастырского строительства.
КОЛОКОЛЬНЯ. Одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе - колокольня или звонница. Колокольный звон - один из важнейших атрибутов православной культуры - в монастырском быту имел особое значение. "Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов, служили отличительным признаком каждого монастыря: по звону богомолец узнавал о приближении к обители задолго до того, как ее можно было увидеть". Небольшие звонницы не имели существенного значения в общей архитектурной композиции, однако в больших монастырях колокольни приобретали архитектурную самостоятельность и в силу своих высотных качеств значительно влияли на композиционную структуру.
ЗОНИРОВАНИЕ. По мере роста монастыря в нем появляется все больше специальных служб: больницы, мельницы, библиотеки, иконописные и разнообразные мастерские. Нередко служебные здания возводились в камне в несколько этажей. К монастырским постройкам мемориального характера можно отнести небольшие часовни и надкладезные палатки. Возведение и посвящение подобных часовен связывалось с каким-либо значительным событием монастырской жизни.
Планировка монастырского ансамбля подчинялась ясно отслеживаемым закономерностям. К ним можно отнести концентричность и функциональность зон композиционной структуры внутренней застройки и наличие определенной иерархии сооружений. Центральное положение занимает монастырский храм с трапезным комплексом, а также другие церкви и колокольня. В больших монастырях со значительной каменной застройкой здания центрального комплекса соединялись между собой для удобства переходов галереями, что придавало ему дополнительный смысл сакрального единства внутри монастырских стен. Пояс келейных корпусов отделял главный парадный двор от хозяйственных дворов, расположенных между жилыми корпусами и крепостной стеной. Здания монастырских служб, не столь репрезентативные и высотные, располагались именно здесь, формируя внутренние архитектурные микроансамбли в пределах крепостных стен.
В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря - замкнутый, компактный и композиционно завершенный - выражал идею православного, культурного, военного и политического центра.
Пещерные монастыри
Все исторически известные древние монастыри Киева, возникали закономерно - сначала возникал пещерный монастырь, а затем рядом или сверху таких пещер возникал наземный. Пещерные монастыри, также как и пещерное подвижничество, существовали в Киеве еще до прихода прпп. Антония и Феодосия. Пресвитер Илларион, подвизавшийся в Варяжской пещере до 1051 года (затем Киевский митрополит), в своем "Слове о законе и благодати" говорит, что при св. кн. Владимире "монастыреве на горах сташа". "Киево-Печерский Патерик" и "Летопись" прп. Нестора сообщают о прп. Антонии, что он "прииде Киеву и ходи по монастырем". То же и в житии прп. Феодосия: "обходи (Феодосий) вся монастыря, хотя быта мних". Сейчас нам неизвестно, какие именно монастыри подразумевают "Слово", "Патерик", "Летопись" и "Житие"; но, принимая во внимание, что в ср. ХI в. в Киеве не было др. наземных монастырей, кроме начатых сооружаться Софиевского, Георгиевского, Ирининского, а может и Дмитриевского, и еще не оконченных. А по свидетельству митрополита Иллариона, монастыри в Киеве возникают уже при св. кн. Владимире, значит, речь идет о монастырях пещерных, заменяющихся впоследствии воздвигавшимися над ними храмами и монашескими келиями. Известны лишь некоторые в Киеве монастыри, основанные как пещерные: Межигорский, Кирилловский, Андреевский, Михайловский, Пустынно-Николаевский, Киево-Печерский, Выдубицкий-Михайловский, Гнилецкий.
ПЕЩЕРНАЯ СИМВОЛИКА
Основываясь на разных данных из истории пещерных монастырей, можно сказать, что, причина подземного устройства на протяжении всего тысячелетия их существования была не утилитарной, а заключала в себе явно символический смыл. Лаврские (и некоторые др. в Киеве) пещеры, в мировой практике монастырского строительства не известны. Их уникальная особенность: устройство в виде улиц, размещение в одном пространстве (на одной улице) одновременно и погребальных ниш и жилых келий.
Наиболее распространенным историческим мнением о заимствовании пещерного устройства русских монастырей является сравнение с Афоном. Действительно, основатель Печерского монастыря - прп. Антоний, принял монашеский постриг на Афоне. О пещерных монастырях, где имелись массовые погребения, проводится аналогия с Афоном по способу погребения, несмотря на то, что, на Афоне всегда было распространено пещерное отшельничество, пещерных же монастырских комплексов в его истории не было! Традиция храмовых посвящений исключительно связана с памятью прпп. Антония и Феодосия и всех преподобных Киево-Печерских; а также с двунадесятыми праздниками. Монашеская жизнь, состоящяя в удалении от мира для более удобного исполнения заповедей Христовых, и мысленное хождение по Его стопам в своей повседневной жизни, - остается неизменным в жизни православного монашества на протяжении двух тысячелетий. Первостепенное значение имеет достижение добродетели смирения, "как единственное состояние духа, через которое входят в человека все духовные дарования". Поэтому на Руси наиболее полным воплощением христоподражательного смирения, выраженным в устройстве иноческих жилищ, является пещерный монастырь. Трудно представить себе жилище более убогое и смиренное, чем затворнические келии Киево-Печерских подвижников. Интересно, что в народном сознании именно пещерный монастырь становится образом смиренного, покаянного жития.
ПЕЩЕРНАЯ ЦЕРКОВЬ. Может полностью находится в земле или вырытая в возвышенности, иметь наружный фасад (как правило, западный) как у наземной церкви, может иметь и купола, но алтарная ее часть обязательно должна быть подземной. Такие пещерные храмы всегда были только монастырскими, а не приходскими. Понятие о пещерной церкви сводится к пещерному алтарю. Согласно символики православного храма, алтарь символизирует рай, мир бытия Божия, где совершаются тайны Божии. Он отделен от др. части храма алтарной преградой. Райская символика алтаря, присутствие в нем Божие, связано с размещением здесь св. престола, который символизирует Гроб Господень. Это символизирует и алтарь, устроенный в наземном храме в виде апсид. Второе значение - это горница, где происходила Тайная Вечеря. Таким образом, в пещерном храме символикой алтаря является пещера Гроба Господня. Здесь церковь это только алтарь.
Устройство таких церквей без алтарной преграды было характерно для древних пещерных монастырей, где на богослужении присутствовали только насельники и некоторые миряне мужчины. При этом весь храм превращается в алтарь. Учитывая смысл, который имеет алтарь в символике храма, здесь все же была алтарная завеса (катапетазма), отделявшая престол от улицы. Тогда уличное пространство соответствовало средней части храма. А согласно символики православного храма, средняя часть - горний, ангельский мир, где пребывают все праведники, отошедшие туда от земной жизни. Также знаменует и земное бытие, мир людей, но оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю. Т.е. средняя часть храма - это тварный мир. А весь монастырь в своем устройстве, в целом символизирует образ Царства Небесного. Здесь располагаются приалтарные затворнические келии, есть возможность сообщения из церкви с пещерным лабиринтом через улицу или галерею непосредственно из алтаря. В соответствии с традицией храмоздания, вход и выход из алтаря может происходить только через алтарные врата. Такое пространственное объединение алтаря со всем монастырем свидетельствует об общей идее, объединяющей все части подземного сооружения в одно символическое целое. Символический и идейный центр устройства пещерного монастыря, выраженный через пещерный алтарь, раскрывает смысл всего пещерного строительства в его первичном виде - с подземным жильем и особой формой погребения.
Продолжение следует
Підготував Олег Степанов
|
|