Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
С ПРАЗДНИКОМ ЖЕН-МИРОНОСИЦ!В этот день дети готовят своим мамам, сестрам, бабушкам подарки, сделанные собственными руками, устраивают концерты и спектакли, а взрослые достают заранее приготовленные сувениры, и, конечно же, цветы. Настоятели храмов поздравляют женщин после воскресного богослужения прямо с амвона. Забота о женщине, как о "сосуде немощном", проявляется в этот день особенно тепло. Много столетий празднует Православная Церковь этот день, всегда помня высокое предназначение женщины - быть помощницей мужу и соработницей Христу. Как жаль, что многие забыли об этом истинном величии женщины. Надеемся, что восстановление Церкви, возвращение к духовным истокам и традициям нашей страны поможет вернуть этому празднику его высокое духовное значение. Когда на Страстной неделе мы слушаем рассказ о страданиях Христа, о Его распятии и смерти, нас неизменно поражает одна подробность этого рассказа: верность Ему до конца немногих, главным образом - женщин, о которых почти ничего другого и не сказано в Евангелии. За Христом во время Его проповеди ходили толпы народа. И все от Него ждали чего-то: ждали помощи, чудес, исцелений, ждали освобождения от ненавистного римского ига, ждали устройства своих земных дел. Смысл же Его учения - проповедь самоотвержения и любви, проповедь всецелой самоотдачи - все эти бесчисленные люди понимали плохо, да вряд ли и вслушивались в нее. Христос мог помочь, и к Нему и за Ним шли.
Но вот у Креста наступает час земной верности и земной любви. Те, которые во время "успеха" были, казалось, так далеко, которых мы почти не встречали на страницах Евангелия, те, которым, по словам евангелиста, Христос не говорил о Своем воскресении, и для кого, таким образом, в эту ночь у Креста все кончалось, все гибло, - эти оказались верными, пребыли в твердой земной любви. Евангелист Иоанн пишет: "При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его Мария Клеопова и Мария Магдалина" (Ин. 19,25). Через день, по прошествии субботы, на рассвете третьего дня, те же женщины пришли ко гробу, чтобы, по обычаю того времени, помазать мертвое тело ароматами. И именно им первым явился Христос воскресший, они первые услышали от Него то "Радуйтесь", которое навеки стало сущностью христианской силы. Этим людям, этим женщинам не открывал Христос, как двенадцати избранным им апостолам, тайн будущего, они не знали ни смысла Его смерти, ни тайны грядущей победы, грядущего воскресения. Для них смерть Учителя и Друга была смертью, концом, и притом страшной и позорной смертью, страшным концом и обрывом. Они стояли у Креста только потому, что любили Иисуса и, любя, сострадали Ему. Они не оставили это бедное, измученное тело, но совершили все то, что извечно совершает любовь при последнем расставании. И эта любовь первая узнала о победе; этой любви, этой верности первой дано было узнать, что не надо больше плакать, что "поглощена смерть победой" и нет, и не будет уже никогда этой безнадежной разлуки. Можно не преувеличивая сказать, что человечность человека спасала и спасает женщина, и спасает не словами, не идеями, а вот этим своим молчаливым, заботливым, любящим присутствием. И если, несмотря на все зло, царствующее в мире, не прекращается тайный праздник жизни, если он празднуется в бедной комнате, за нищенским столом так же радостно, как во дворце, то радость и свет этого праздника в ней, в женщине, в ее никогда не иссякающей любви и верности. И пока она тут - мать, жена, невеста - хватит любви, хватит света на всех... Ника Крыжановская
|
|
|