Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРАНа эти вопросы христиане отвечают по-разному. Наиболее обоснованной и укорененной в церковном Предании нам представляется последняя точка зрения. РЕЛИГИЯ - НЕ ПРОСТО ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ Принято считать, что религия — не более чем часть культуры, наряду с наукой, искусством, моралью, философией. В самом деле, поскольку религия воплощается в текстах, ритуалах, законодательстве, произведениях искусства и т.п., постольку она, несомненно, принадлежит к культурным явлениям. Но вместе с тем по своей природе она — не просто одно из них, но превосходит культуру, т.к. содержит в себе нечто такое, чего последняя не может вместить в себя, нечто принципиально, сущностно иное, чем наука или искусство. Мы имеем в виду “начала и концы”: первоисток, основу, краеугольный камень культурного роста, но также его цель и последний смысл, а, кроме того — живительную энергию, дух, вдохновляющий высшие культурные достижения. Все это — потусторонние, неотмирные и сверхмирные реальности, которые должны быть даны культуре извне, но не могут быть ее продуктом, потому что культура — чисто человеческое, целиком потустороннее явление. Отсюда ясно, что всякая культура неизбежно религиозна по своим истокам и конечной устремленности.
Таким образом, религия одновременно принадлежит и не принадлежит культуре — точно так же, как начало и конец вещи принадлежат и непринадлежат ей, как энергия движущегося предмета входит и не входит в его состав, или как человеческая душа есть часть этого мира и одновременно превосходит его. И — чтобы привести уже не просто сравнение, а глубокую аналогию — как Иисус Христос, будучи человеком, принадлежит к человечеству и есть один из нас, а, будучи Сыном Божиим, не принадлежит не только человечеству, но и творению вообще, так и Христианство (которое есть завершение и исполнение всякой религии): как человеческая деятельность оно относится к культуре, а как среда действия Духа Святого — за пределами культуры и над ней. ХРИСТИАНСТВО НЕ ВРАЖДЕБНО КУЛЬТУРЕ Снова и снова оживает идея несовместимости христианства и культуры, причем как среди ценителей культуры, так и среди христиан определенного типа. Однако Иисус Христос пришел в этот мир и оставил в нем Свою Церковь, чтобы уничтожить грех и смерть, а не культуру. В эпоху рубежа эр из всех претендентов на духовное руководство (философия, мистерии, восточные религии, иудаизм) только христианство смогло вывести средиземноморское человечество на совершенно иной и новый путь, подобного которому по своей невероятности и безумию, но и но духовной красоте и силе история не знала. Античная языческая культура преобразилась в иную культуру, христианскую, которая, удержав в себе все подлинно ценное, что было в античности, получила абсолютно иной, новый, неслыханный импульс и источник вдохновения. Но христианство оживило и преобразило культуру только потому, что поставило перед ней высочайший и недостижимый идеал, а это, в свою очередь, могло быть лишь в силу одновременной принадлежности и непринадлежности христианства культуре. Именно богочеловеческая двуприродность Христа и Его Церкви лежит в основе величайших культурных взлетов европейской цивилизации, равно как измена этой головокружительной высоте христианского призвания стала причиной всех беспрецедентно кошмарных катастроф и преступлений нашей эпохи. Юрий Вестель
|
|
|